§ 4. Источники государственного права Российской Федерации

  Государственное право основано на материальных и юридических источниках.
  Материальные источники - это фактические условия жизни государства и общества, свойственные им политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного права Российской Федерации.
  Юридические источники - это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права (!).
  Государственно-правовые акты издаются различными органами: прежде всего и главным образом это законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления. В меньшей степени они могут издаваться Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и отдельными федеральными органами исполнительной власти.
  Государственно-правовые акты имеют также разное наименование и обладают различной юридической силой, действуют на всей территории государства или на территории его субъекта, муниципального образования.
  Особое место среди источников государственного права принадлежит Конституции Российской Федерации, 1993 года с поправками, внесенными Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 года о поправках к Конституции Российской Федерации (далее - Конституция Российской Федерации), которая является Основным законом государства и одновременно основным источником государственного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.
  К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы общефедерального значения относятся федеральные законы Российской Федерации. Федеральный закон является наиболее распространенной формой источника государственного права. Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.
  Федеральные конституционные законы: 1) принимаются по вопросам, которые указаны в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 114 и другие статьи Конституции Российской Федерации); 2) отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия (п. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации); 3) невозможностью использования по отношению к ним вето Президента Российской Федерации; 4) особой юридической силой, которая проявляется, в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
  Федеральный закон, самый распространенный источник государственного права. Однако, в отличие от федеральных конституционных законов, которые относятся к числу основных источников государственного права, федеральные законы будут источниками государственного права только в том случае, когда они содержат нормы государственного права (!). К числу таких законов относятся: Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», «О политических партиях», все федеральные законы о выборах и др.
  В качестве источников государственного права выступают отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам. Указы, чтобы быть источником государственного права, также должны содержать нормы государственного права. Например, указы Президента о назначении выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти.
  Источниками государственного права могут быть также отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания. Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 года), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 года).
  К числу источников государственного права в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в них положения имеют нормативно-доктринальный характер и являются обязательными для тех органов, которым они адресованы. Это может повлечь за собой пересмотр или отмену неконституционных актов.
  Еще одним видом источников государственного права федерального уровня являются отдельные постановления Правительства Российской Федерации и некоторых федеральных органов исполнительной власти. К их числу следует отнести: Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года, которым было утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание и др.
  Названные нормативно-правовые акты относятся к той группе источников государственного права, которые содержатся в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации.
  Следующую группу источников государственного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации; законы, принимаемые этими органами по вопросам государственно-правового характера - о выборах представительных органов, о статусе депутатов представительных органов, и др.
  Что касается органов местного самоуправления, то нормативные правовые акты государственно-правового характера принимают, как правило, их представительные органы. Это и регламенты их работы, и положения об их рабочих органах, а также уставы соответствующих муниципальных образований.
  Особое место среди источников государственного права Российской Федерации принадлежит актам референдумов. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Референдумы могут проводиться и по другим вопросам государственно-правового значения, как на уровне Российской Федерации, так и в пределах субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования.
  К числу особых видов источников государственного права следует отнести Декларации, которые являются актами, носящими учредительный характер. В таких документах формулируются, как правило, отдельные принципы конституционного строя, имеющие существенное значение для дальнейшего развития государственно-правовых институтов. Первыми такими документами были - Декларация прав народов России, принятая 15 ноября 1917 года, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским Съездом 25 января 1918 года и составившая затем первый раздел Конституции РСФСР 1918 года; 22 ноября 1991 года принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой были включены в главу II Конституции Российской Федерации 1978 года. Это и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года.
  Особую группу источников государственного права составляют договоры. Исторически первым является Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 года. Это был учредительный и государствообразующий Договор, заключенный РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР об объединении в единое союзное государство - Союз ССР. Для современной России характерным является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 31 марта 1992 года.
  В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, источником государственного права могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
  Российской Федерации в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В настоящее время такими международно-правовыми актами являются: Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Организацией объединенных наций; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года и некоторые другие. Главное в данном случае в том, что международно-правовые акты могут быть источниками государственного права Российской Федерации, только в том случае, если они ратифицированы компетентными государственными органами Российской Федерации.

Назад Содержание Вперед