1.4. Ювенальная политика
Ювенальная политика является составной частью государственной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государством гарантируется поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ).
Политика (от греч. politike - искусство управления государством) применительно к термину «ювенальный» (от лат. guvenis, gunior - младший, молодой, юный) означает государственное управление в социальной сфере, связанной с обеспечением интересов общества по защите прав детей.
Основными и наиболее эффективными средствами ювенальной политики являются правовые средства.
Правовое обеспечение ювенальной политики основывается на:
- общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся при заключении соответствующих международных договоров составной частью правовой системы Российской Федерации;
- Конституции РФ;
- федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
- законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Наиболее значимыми международными правовыми актами для ювенальной политики являются:
- Женевская декларации прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г.;
- Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи;
- Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 г. и провозгласившая десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., которая значительно расширила и детализировала основные права ребенка, определив направления и содержание ювенальной политики государств-участников, присоединившихся к Конвенции;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. и др.
Из российского законодательства, определяющего государственную ювенальную политику, следует особо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», который установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:
1) законодательное обеспечение прав ребенка;
2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;
3) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
4) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей, что вполне соответствует понятию «ювенальная политика», а именно:
- защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
- недопущение их дискриминации;
- упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;
- реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.
Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:
1) установление основ федеральной политики в интересах детей;
2) выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
3) формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.
4) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
5) исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
К содержанию и полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:
- реализация государственной политики в интересах детей;
- решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установил основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также определил перечень субъектов, входящих в систему данной деятельности:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
Эти субъекты не следует путать с субъектами ювенальной государственной политики, так как они относятся к определенной сфере реализации ювенальной политики, а именно, сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ювенальная политика тесно связана с молодежной политикой, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, то есть лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»).
Ювенальная политика в сравнении с молодежной политикой охватывает более широкий временной период: до рождения и от рождения до восемнадцатилетнего возраста, включая в себя более широкие общественные отношения по правовой защите самого ребенка, семьи, организации процесса благополучного развития детей, по предупреждению совершения ими правонарушений и т.д.
В молодежной политике основной акцент сделан на приобщение молодежи к социальной, экономической, политической и культурной жизни общества, их включение в общественно полезную деятельность.
Ювенальная политика имеет свой смысл и целеполагающий компонент только тогда, когда она органично входит в социальную государственную политику. Реализация права на рождение новых поколений и их благополучное социальное развитие целесообразно лишь при условии наличия заинтересованности общества и государства в личности взрослого человека и обеспечения его достойной старости. Для этого должны быть решены вопросы развития экономики (промышленности и сельского хозяйства), трудоустройства и достойной оплаты труда, медицинского обслуживания и социального обеспечения и многое другое.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Обосновать необходимость создания научной и юридической отрасли «ювенальное право».
2. Объект и предмет науки ювенального права, ее цель, задачи и методология.
3. Ювенальное право как комплексная отрасль российского права, предмет, задачи, система и институты.
4. Методы правового регулирования ювенального права.
5. Содержание учебной дисциплины ювенального права, методология преподавания и значение для будущих учителей права.
6. Ювенальная политика и ее содержание
Назад | Содержание | Вперед |