2.1. Образование Древнерусского государства
Проблема образования государства у восточных славян является дискуссионной. При ее освещении следует учитывать, что возникновение государства - закономерный этап в развитии любого общества. На него влияют социально-психологические, политические, экономические факторы, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Государственность вырастает из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. В первобытном обществе жизнь регулировали обычай и право сильного. Эти принципы казались достаточными, пока сородичи и соплеменники не слишком отличались друг от друга в своих интересах и устремлениях. Однако постепенно жизнь рода становилась все менее замкнутой. Военные столкновения, участившиеся между отдельными родами и племенами в эпоху бронзы, сделали неравенство различных коллективов не только значительным, но и наглядным. Постоянные контакты с другими племенами заставляли индивида задумываться о своем месте в коллективе, о своих отношениях с окружающими. Постепенно происходило становление личности. Идея несовпадения личного и общего разрушала род изнутри. Возникала необходимость как-то преодолевать все более заметные противоречия между интересами отдельной личности и коллектива. Сделать это, основываясь только на традициях, было уже невозможно. Кроме того, более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Размежевание скотоводческих и земледельческих племен, возрастание роли военной добычи заставляли отступать от традиционных способов регулирования общественных отношений и искать новые.
Таким образом, государство возникает тогда, когда большинство членов общества осознает необходимость ограничения родовой власти. Так, земледельцу-общиннику было выгодно, чтобы князь и дружинники защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками и в разрешении конфликтов между представителями различных родов, тогда как старейшины заботились прежде всего об интересах своего рода, а решать споры силой оружия было обременительно для общества. Первыми функциями государственной власти были именно суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, обеспечение безопасности торговых отношений, грабительские набеги на соседей). Разумеется, экономические факторы (рост производительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и - как следствие - развитие меновой, а потом и денежной торговли) также влияли на становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что возникновение государства всегда является результатом внутреннего развития. Оно не может быть навязано обществу внешней силой. Это следует учитывать при анализе теорий образования государства у славян. Так, еще в XVIII в. складываются две основные концепции, объясняющие процесс формирования государственности у восточных славян. Основоположниками норманнской теории принято считать работавших в России немецких историков Готлиба Зигфрида Байера (1694-1738) и Герарда Фридриха Миллера (1705 - 1783). Суть ее сводится к тому, что славяне в IX-Х вв. «жили звериньским образом» (выражение из летописи), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов. Концепция скандинавского происхождения государства вытекает из «Повести временных лет», в которой сообщается, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да поидите княжить и воло- деть нами». На призыв откликнулись 3 брата: Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Тогда же формулируется антинорманнская теория, сторонники которой доказывают абсолютную самобытность славянской государственности.
Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «ан- тинорманистов», отмечая, что возникшие у славян в VIII-IХ вв. предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины. Двух других князей - Синеуса и Трувора - по мнению большинства историков не существовало, так как в переводе с древнешведского языка слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной». Итак, в Новгороде действительно княжил скандинав, положивший начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта их «добровольного» признания. Однако к этому времени у восточных славян уже сложились предпосылки для формирования государства. В VII-ГХ вв. происходит объединение славянских племен в союзы и сверхсоюзы - протогосударственные объединения:
1) в Среднем Поднепровье во главе с полянами и центром в Киеве;
2) на северо-западе Восточной Европы с центром в Новгороде.
В 882 г. новгородский князь Олег (родственник Рюрика) завоевал Киев, который стал центром Древнерусского государства Киевской Руси. Следует отметить, что проблема происхождения названия «Русь» также является дискуссионной. Большинство ученых считает, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые исследователи высказывают предположения об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова.
Назад | Содержание | Вперед |