§ 2. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
Киевская Русь, сложившаяся ко второй половине IX в., может быть охарактеризована тремя важнейшими признаками, придавшими ей неповторимый исторический облик: древнерусская государственность складывалась как величайшее военно-торговое предприятие; в системе социально-экономических и социально-политических отношений древней Руси в процессе эволюции государственности не изживались, а развивались исконные варварские начала; русская государственность была идейно оформлена принятым из Византии православным христианством.
Военно-торговым характером определилась структура древнерусского государства, сформировавшегося как федерация городов-государств, совместно эксплуатирующих возможности мировых торговых путей.
С развитием торговли объединение приобретало экономический характер и стимулировалось либо внешней опасностью, либо завоевательной активностью города-метрополии. Город и прилегающие к нему окрестности образовывали город-государство. В городе обосновывались местные власти - князь, совет старейшин, вече. С конца X - начала XI в. стала развиваться ремесленная часть - посад. Город превращался в административный, военный, культурный, ремесленный центр. Главным местом общения людей был торг, который мог в любой момент превратиться в вече. Торг, вече, государственные учреждения, главные храмы были сосредоточены в одном районе, составляли самую престижную часть города. Главный город Руси Киев к XI в. превратился в один из крупнейших центров мировой торговли. По меркам своего времени Киев был очень большим городом, в нём насчитывалось до 400 церквей, восемь торговых площадей.
При всём многообразии торговых и связанных с ними политических сношений Руси главнейшим объектом русских интересов была Византия как самое богатое, развитое и культурное государство мира.
Коммерческие и дипломатические успехи Киевской Руси обеспечивались, помимо естественных преимуществ географического положения, исключительной наступательной активностью русской внешней политики, где главным аргументом была сила оружия.
В ходе военных столкновений определялись и пределы экспансионистских возможностей Руси. Так, к примеру, русским так и не удалось закрепить своё присутствие в Закавказье - так же, как и неудачной оказалась и попытка князя Святослава присоединить к Руси дунайскую Болгарию. Помимо задач политико-экономической экспансии, оружием решались и задачи обороны. Ещё одной приметой древней Руси было всеобщее вооружение городов-крепостей.
Главнейшую опасность на южных и юго-восточных границах Руси составляли кочевники. Основными противниками Руси в степи были печенеги и сменившие их в середине XI в. половцы.
Определение Руси как «военно-торгового предприятия» отражает не только содержание и направления внешней политики первого русского государства, но и сам процесс его собирания. Сила оружия и здесь была далеко не последним аргументом. Сохранение и развитие варварских социально-политических институтов во многом было обусловлено именно военно-торговым характером русской государственности. Государство и власть на Руси формировалась как носитель и проводник общих торговых интересов. Киевская Русь не знала полного отделения верховной государственной власти от общины. На разных этапах развития верховная княжеская власть становилась лишь более или менее автономной. Главнейшим требованием к ней была способность преодоления местных эгоистических настроений, направления и координации совместных предпринимательских усилий. В связи с этим объяснимо и естественно варяжское происхождение первых русских князей. К IX в. наёмные воины и торговцы-варяги составляли густой слой в составе русского населения. Варяги разного происхождения сознательно во всём ориентировались на славянские обычаи и язык. От коренных русских жителей их отличала мобильность, свойственная их профессии, независимость и беспристрастность - поэтому они как наёмные управители и третейские судьи были одинаково удобны для всех членов складывавшихся на Руси межплеменных союзов.
Одной из первых княжеских забот было формирование торговых экспедиций. Князь, олицетворявший киевское правительство, его мужи и бояре были первыми торговцами на Руси. Ежегодно в ноябре по зимнему пути князь с дружиной отравлялся в объезд подданных территорий за полюдьем и данью, которые выплачивались натурой и составляли значительную часть экспорта. Не менее важной была обязанность «блюсти землю», то есть поддерживать внутренний мир и порядок, оборонять её от врагов, особенно от степняков, и держать в подчинении покорённые племена. Князь должен был быть первым среди воинов, безупречным в ратном деле. До Крещения князь вообще не мыслил себя без завоеваний. Также князь занимался дипломатической работой, ведал судом и управлением.
Первым сводом законов на Руси была «Русская Правда». Изданная Ярославом Мудрым около 1016 г., она со временем расширялась включением в неё новых частей - «Правды Ярославичей», «Устава Владимира Мономаха». Прецеденты варварского права были соотнесены в ней с сюжетами из «Священного Писания». На суде одним из способов определить правого была открытая вооружённая схватка противников. Весьма устойчивым был институт кровной мести. Правда, со временем месть часто предотвращалась выражением сожаления и богатым одариванием потерпевшей стороны. «Русская Правда» предоставляла обиженному выбор между местью и выкупом. Любые семейные конфликты регулировались правилом старейшинства с преимуществом брата перед сыном. Наказания, применяемое по княжескому суду, варьировались от денежных штрафов до «потока и разграбления» - конфискации имущества преступника и ссылки вместе с женой и детьми, а может быть, и обращения их в рабство. Смертная казнь по приговору веча была, но не системно. Христианские мотивы играли в этой ситуации не последнюю роль. Существовал и такой атрибут государственной власти, как тюрьма или, по-древнерусски, погреб, то есть земельная тюрьма. Преступника нередко заковывали «в железа» - цепи. Ни князь, ни члены его семьи не имели преимуществ перед обычаем и общинными законами.
Управление, в том числе полицейские функции, осуществлялось как лично князем, так и князьями-наместниками из Рюрикова рода на местах, и через княжескую администрацию и чиновничий аппарат. С развитием и усложнением государства в XI в. для содержания управленческого аппарата в лице боярства была введена практика кормлений - бояре сами собирали дань на пожалованных им в корм территориях как плату за службу.
В числе исполняемых князем обязанностей была и специфическая, религиозная функция. В языческие времена князь был главным отправителем религиозных обрядов. С принятием христианства эта практика исчерпалась, но князь был ответствен за сбережение, распространение христианства в обществе и материальное обеспечение духовенства.
С течением времени значение князя всё более возрастало. К XI в. в глазах современников он был «главой земли». Отсутствие князя нарушало нормальную жизнь волости. В периоды безкняжья население стремилось обзавестись князем. Своеобразным продолжением князя была его дружина, вооружённый отряд в 200-400 человек - круг ближайших соратников князя в мире и на войне. Старшая, боярская дружина привлекалась к управлению и состояла из бояр военного происхождения и земских бояр - вошедших в дружину представителей местных племенных аристократий.
Однако князь на Руси так и не превратился в подлинного государя. Он оставался нанятым общиной руководителем, продолжением общинной власти. Высшим же и древнейшим проявлением народного самоуправления в Киевской Руси и верховным органом власти на местах было вече. В отличие от временной власти князя, власть веча была постоянной и повсеместной. На вече обсуждались вопросы войны и мира, военных договоров, заключаемых князьями, сбора средств для военных предприятий, смены князей. Вече распоряжалось государственными земельными и финансовыми фондами, определяло состав административно-судебного княжеского аппарата, соглашалось или не давало согласия идти с князем в военный поход. Введение новых законов, отмена старых, составление судебных сборников осуществлялось обязательно совместными усилиями князя (при участии его ближайшего окружения) и земства через представителей общины на вече. Собрания проводились в соответствии с выработанными вечевой практикой правилами.
Не менее важным, чем политическая активность и самостоятельность масс, было участие народа в делах войны. Как вече выросло из племенного народоправства, так русское войско выросло из военного строя восточных славян. Народное ополчение до 20 тыс. человек, «вои» от разных племён, а позже волостей, составляло основу русского войска. На Руси были вооружены все мужчины, способные владеть оружием. Свободный человек, горожанин или селянин, имел меч, его право носить оружие ничем не ограничивалось. В конечном итоге ополченцы подчинялись вечевым постановлениям. Командиром ополчения был земский воевода, но, кроме него, в качестве военного специалиста мог быть определён и воевода от князя.
Социальная организация Киевской Руси отличалась многообразием и мобильностью, в ней сочетались коммерческая составляющая и варварское происхождение русской общественности. Наряду со свободным, политически и экономически активным, самоуправляющимся населением в этой организации присутствовали разные категории несвободы.
Наиболее древним типом зависимости, свойственным всем ранним обществам, было рабство. Однако, при всей массовости этого явления, этот труд не только не стал на Руси основой общественного производства, но имел в нём ничтожно малую долю. Главным производителем всегда оставался свободный общинник. Труд рабов преобладал в вотчине, но вотчина как производящее хозяйство в Киевской Руси встречалась нечасто. Масштабы рабовладения были производной от торгового характера русской экономики. Рабы были одним из самых ходовых товаров на мировых рынках, а работорговля - одним из самых прибыльных видов коммерции.
Важнейшей особенностью древнерусской государственности, родившейся из сочетания коммерческой основы с варварскими началами, является отсутствие признаков феодальных экономических и социальнополитических отношений. В Киевской Руси не сложилось крупной земельной собственности как основы экономической, служебной, политической зависимости. В правосознании людей древней Руси князь, наёмный управитель, не был верховным собственником земли. Публичная власть была вечевой и княжеской одновременно. Князь, таким образом, в отличие от западноевропейских королей, не имел возможности перевести общинную, то есть государственную, собственность в статус княжеской. У него не было преимущественных прав даже при покупке или продаже земли.
Обилие свободных земель при малочисленности обрабатывающего их населения, дефицит, по причине переложной или подсечно-огневой системы земледелия, освоенных участков, подвижность земледелия делали бессмысленными земельные пожалования. Земля, сельскохозяйственная деятельность - натуральное хозяйство, не были основным источником дохода. Благополучие князей и боярства обеспечивали торговля и дань.
Кроме того, не династический, как в западноевропейских государствах, а лествичный, старшинства в роду, принцип определял порядок занятия княжеских престолов. При этом князья не заключали между собой договоров о вассальной зависимости. Все князья были «внуками одного деда», «братьями». Отношения господства-подчинения строились в княжеском роду как отношения старших и младших родственников. Перемены в Киеве означали перемещения представителей княжеского управления по территориям. Принадлежность к великокняжеской семье, близость и верность князю давали перспективу получения в управление и корм более богатой области. Таким образом, привилегированное сословие в Киевской Руси не было заинтересовано в оседании на земле и превращении её во владение. Предметом интереса были леса как промысловые угодья для добычи товаров - мёда, меха и т.п. Князья и бояре разводили в своих хозяйствах скот - лошадей, которые тоже были товаром. Частные земельные владения были невелики, и в масштабах Руси количество их было слишком незначительным, чтобы стать признаком общественного строя.
Формирование русского государства и народа в системе устойчивых ценностных ориентиров, в цельно и целостно осознающих себя в мире и готовых отстаивать свою суверенность, логически завершилось христианизацией Руси. Как и прочие варварские народы Европы, славяне на заре своей истории были язычниками. В системе верований отразилась этническая полифония. В отличие от древнейших религий Востока и Античности, славянское язычество не развилось в общественное служение с храмами и кастой жречества. Требы-жертво-приношения большим и малым кумирам отправляли князья, отдельные волхвы и кудесники, да и сами образы богов не получили той определённости, какая была свойственна, например, греческой мифологии.
Самую решительную попытку укрепить посредством религиозной реформы единство страны, закрепить господство одного племени и самому утвердиться с религиозной санкции на всей русской земле предпринял Владимир. В 980 г. он закрепился в Киеве и немедленно установил на холме в стороне от своего дворца идолов разных богов, которые должны были стать единым почитаемым пантеоном. Реформа, проводившаяся без совета с представителями волостей и старцами градскими, вместо единения принесла раздоры, которые Владимир пытался прекратить новыми витками насилия. Попытки утверждения языческого пантеона были тем более бесперспективны, что во второй половине Х в. язычество в международном масштабе считалось признаком варварства, и на самой Руси уже с первой половины IX в. активно распространялось христианство.
Христианские обычаи усваивались в результате теснейших коммерческих контактов русских купцов с христианскими народами Европы и, прежде всего, Византии. Русские стали ездить в Византию не только из коммерческого интереса, но и для православного образования. Так же незаметно и непрерывно, как осуществлялась христианизация русского населения, осуществлялся процесс прихода на Русь христианской литературы.
Важной вехой на пути к принятию христианства было крещение великой княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, вероятно, во время первого путешествия туда в 944г. Попытки княгини обратить в свою веру сына Святослава не были успешны, но внук Ярополк, не будучи крещён, весьма благоволил христианам. Ближайшее окружение самого Владимира было в значительной части христианским, да и мать его была христианкой. Владимир крестился раньше своего народа, примерно за три года (987г.).
В истории христианизации уникальной особенностью Руси был свободный, осознанный выбор веры. Русь сначала стала сильным государством средневекового мира, обеспечив в нём силой оружия свой фактический статус, и только потом закрепила своё положение в мире, войдя в семью христианских народов. В отличие от славянских братьев, выбирая веру, Русь не решала одновременно вопрос о сохранении национальной независимости, оставаясь свободной от всякого давления извне. Каноническая зависимость не становилась политической. Добровольным принятием христианства объясняется и та верность православию, которая всегда присутствовала в русской истории. Иноверие, в том числе латинский обряд, было сродни язычеству и объединялось с ним в определении «поганство».
Русь была свободна и в выборе языка богослужения, сыгравшего в русской истории не менее важную роль, чем само вероисповедание. Книга на Руси была воспринята как откровение, имела непререкаемый авторитет, русская культура вообще формировалась как книжная. Отличительной чертой древней Руси была массовая грамотность. Развитию книжной культуры сопутствовало бурное развитие искусства - монументальной храмовой архитектуры, живописи, искусства книгописания. Крещение совершило глубокий культурный переворот, коренным образом перестроив всю систему человеческих отношений.
Социальная структура русского общества была достроена церковной организацией. При этом важно, что, сотрудничая, церковь и государство на Руси оставались суверенными по отношению друг к другу. Русская история вплоть до XVII в. не знала конфликта между церковной и светской властью за абсолютное влияние в обществе. Русская православная церковь, в отличие, например, от Римской, не претендовала на самостоятельную политическую роль, ограничивая свою деятельность духовным наставничеством. Таким образом, в сочетании духовной и светской властей Русь получила преимущество внутренней целостности, особенно необходимой во времена тяжелых испытаний.
Усилиями церкви смягчались нравы, видоизменялась общественная и личная мораль, перестраивались семейные отношения. Церковь боролась с ростовщичеством, защищала женщину как свободную полноправную личность, советницу мужа, домоправительницу, отстаивала права вдов и сирот. Церковь обличала многожёнство (русские князья грешили тем, что заводили дополнительные семьи помимо церковных браков). Христианская этика формировала новое отношение к детям в интересе к их внутренней жизни, воспитывала «благочестивое родительство», учила беречь и почитать старость. В повседневную жизнь входили идеалы братской христианской взаимопомощи, сострадания, помощи бедным и убогим.
Особую роль в преобразовании общественной жизни играли монастыри. В русском монашестве при сохранении аскетической византийской традиции получил развитие евангельский элемент деятельной любви, активного служения людям, милосердия. Монастыри были не только источником милостыни и благотворительности, но и запасной житницей для нуждающихся, больницей, кровом. Именно монастыри стали главным источником христианского просвещения и самостоятельного духовного творчества. Обязательным условием подготовки священников с Х в. была грамотность. Главными книголюбами и книгочеями, «первой русской интеллигенцией в монашеских рясах» стало чёрное духовенство (монашество). Монастыри и церкви стали и главными русскими библиотеками.
Однако принципиальность в вопросах веры не делала Русь и русский народ закрытыми для мира. Веротерпимость - отличительная черта русского православия. Киев регулярно обменивался с Римом посольствами, поддерживал с ним дружественные отношения. Купцы со всего мира имели во многих русских городах свои патрональные церкви.
Обращение язычников в христианство не могло быть абсолютно бесконфликтным. Христианство натолкнулось на серьёзные препятствия в отдалённых районах Севера и Востока, однако и письменные источники, и археология свидетельствуют о быстром распространении и надёжном усвоении христианства на Руси. Христианство стало логическим завершением национально-государственного строительства, и отправной точкой создания уникальной русской культуры, способной не только вступать в диалог с иными культурами и воспринимать инокультурные влияния, но и создавать собственные культурные ценности.
В целом, можно выделить три этапа в истории Древнерусского государства Киевская Русь.
На первом этапе (пер. пол. IX в. - 988 г.) формировалась, и определялась в основных чертах первая русская государственность.
Определилась её экономическая основа - внешняя торговля на основе натурального обмена. Первые варяжско-русские князья - Аскольд и Дир (княж.в Киеве до 882г.), Олег (882-912), Игорь (912-945), Святослав (964972), Владимир (980 - 1015) - средствами военных походов вытеснили конкурентов и обеспечили Руси статус одного из лидеров мировой торговли и политики. На разных условиях (добровольно и силой оружия), и с разной степенью затрат под властью Киева были объединены славянские земли и инородческие племена. В попытке взять двойную дань с древлян погиб князь Игорь. Вдова Игоря Ольга (945-969) жестоко подавила древлянское восстание, но восстановила нарушенные мужем правила.
Формировалась структура древнерусского государства - от господства полянского племенного центра над окрестными племенами в начале этапа к федерации городовых волостей или княжеств-наместничеств к концу обозначенного периода. Определилась система договорных взаимоотношений между самоуправляющимися нанимателями-земствами и наёмными управителями князьями. В качестве управителей закрепился на Руси род Рюриковичей.
Процесс складывания государства на Руси сопровождался распространением и утверждением христианства.
Второй этап (988-1054) включает княжения Владимира I (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054) и характеризуется как расцвет Киевской Руси.
Строительство нации и государства завершилось и идейно оформилось принятием христианства (988 г.).
С максимальной эффективностью работали созданные на первом этапе институты государственного управления, сложилась административная и правовая система, отражённая в «Русской правде».
На юге и востоке Русь эффективно противостояла кочевникам.
Международный престиж Киева достиг апогея. Европейские дворы почитали за честь династические брачные связи с домом киевского князя. Владимир женился на византийской принцессе, Ярослав был женат на дочери шведского короля. Его сыновья породнились с королями Франции, Англии, Швеции, Польши, Венгрии, с императором Священной Римской империи и императором Византии. Дочери Ярослава Мудрого стали королевами Франции, Венгрии, Норвегии, Дании.
Указанный период характеризуется активным развитием грамотности и образования, архитектуры, искусства, расцветом и украшением городов. При Ярославе началось систематическое летописание.
Третий этап (1054-1132) - это предвестие упадка и распада киевской государственности.
Смуты перемежались с периодами политической стабилизации. Яро- славичи мирно соправительствовали в русских землях с 1054 по 1072 г. С 1078 до 1093 г. вся Русь находилась в руках дома Всеволода, третьего сына Ярослава. Владимир Вселодович Мономах единовластно княжил в Киеве с 1113 до 1125 г., ему подчинялись все русские князья. Единовластие и стабильность сохранялась и при сыне Мономаха Мстиславе до 1132 г., но после его смерти страна стала распадаться на уделы. Русь вступала в новый период своего развития - эпоху политической раздробленности.
Назад | Содержание | Вперед |