Тема 4. Харизма как феномен политического лидерства

  Согласно большинству источников понятие “харизма” истолковывается как божественный дар, экстраординарная способность, свойство личности, особая одаренность человека. Причем все эти особенности люди видят в человеке, обожествляя его самого. В то же время в науке сегодня не существует единого подхода, позволяющего дать категориальное определение данному понятию.
  Харизма включает в себя ряд аспектов, например религиозный, социологический, культорологический, социально-политический и др., позволяющих выделить само понятие в категориальном плане и раскрыть его содержание.
  Религиозный аспект позволяет рассматривать харизму действительно как божественный дар, который люди видят в человеке, веря в его особые качества, надеясь на чудо, тайну и авторитет как на три силы, дающие человеку счастье и свободу. Особенностью такого аспекта является то, что человек освобождает себя от всякого рода ответственности, доверяя свою судьбу кому-то другому. Впервые понимание харизмы как божественного дара было предложено Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин.
  В социологическом аспекте харизма рассматривается с точки зрения ролевых функций личности. Именно выполнение личностью ряда функций позволяет ей подчинить себе массы. И если для Р. Зома харизма - это мистический дар, то у М. Вебера этим даром наделены определенные личности (полководцы, политики, маги, пророки, основатели мировых религий и т. п.), следуя ролевым функциям, такой лидер любыми путями, иногда и далеко несправедливыми, добивается своей цели (Цезарь, Сталин, Гитлер и др.).
  Культурологический аспект позволяет выделить ряд качеств, присущих харизматической личности. Следуя мнению А. Гантера, можно назвать такие качества, как способность к обмену энергией с массами, завораживающую внешность, хорошие риторические способности и коммуникативность, самодовольство, независимость характера, достойная и уверенная манера держаться.
  Социально-политический аспект наиболее распространен сегодня в политической социологии и политической науке. Он позволяет, с одной стороны, обобщить все вышеназванные аспекты, а с другой - подчеркнуть особенность самого социально-политического аспекта харизмы.
  Харизма, по мнению М. Вебера, взрывает устоявшиеся порядки и традиции. Управление основывается не на законе и традиции, а на случае, но всегда непременно иррационально, а объясняется это тем, что раньше харизмой обладали только пророки, великие полководцы и политики.
  Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. В политике это объясняется особым характером веры в особые качества личности и харизматической власти. Решающие значение для возникновения харизматического отношения в обществе имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Важнейшим доказательством подлинности харизмы оказывается успех харизматического движения.
  Харизматическое лидерство, согласно веберовской концепции, носит личностный характер, оно строится на эмоциональной основе, играет на определенном этапе новаторскую роль, но в целом имеет характер переходного явления и со временем неизбежно рутинизируется. Само возвышение подобных лидеров определялось в истории такими многообразными факторами, как уровень политической культуры общества, образовательный ценз избирателей, наличие или отсутствие демократических традиций, наличие социальных противоречий в обществе и др.
  Повседневная жизнь требовала совместных усилий лидера и его окружения. Окружение такого лидера всегда было заинтересовано в материальном вознаграждении и почестях, боялось утраты своих привилегий и поэтому старалось сохранить свое отношение к лидеру, сохранить веру в его харизму, укрепить его авторитет, его властные полномочия. Известны случаи, когда харизма просто приписывалась лидеру даже в области литературы (например, “знаменитая трилогия” Л. И. Брежнева).
  Теоретические посылки Вебера, его подходы к изучению проблемы политического господства и харизматического лидерства подвергались в 60-70-е годы ХХ столетия обстоятельной критике в ходе научных дискуссий. В результате западная социология представила множество вариантов харизматического лидерства. Среди них - концепция харизматического авторитета (М. Вебер и его последователи); концепция востребованности лидера в зависимости от конкретных социальных и политических структурных факторов, а отнюдь не от его личностных качеств, способностей или верования (Г. Вольпе, А. Шлессинджер и др.); концепция отделения харизмы от типологии авторитета, ограничивающая сферу применения веберовской теории.
  Современный мир претерпел существенные изменения под влиянием научно-технической революции. Это коснулось экономики, политики, идеологии и других сфер и структур общественной жизни, наконец самого человека как объекта и субъекта политического действия. Все более нарастающий процесс качественного изменения основ цивилизации и социальной природы общественных отношений по-новому поставил вопрос и о харизматическом лидерстве. Харизматическая личность, лидер, элита - понятия, близкие по своему звучанию и сути, но далеко не однородные.
  Представленная политологической и социологической наукой и детально исследованная проблема политического лидерства, выявляющая его понятия, сущность, классификацию, функции и т. д., позволяет сделать ряд выводов.
  Харизматическое лидерство, наряду с традиционным и рационально-правовым, является составной частью, одной из ветвей политического лидерства. Так оно все более становится категорией историко-политологической, научной, чем практически реальной. Процесс нивелировки материальной и духовной культуры неизбежно влечет за собой и радикальные перемены в социальной структуре общества, его количественных и качественных параметрах. Феномен лидерства сохраняется, ибо он заложен в природе человека и общества. Однако такие определяющие факторы, формирующую харизму, как высокий авторитет лидера, его компетентность, целеустремленность, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умелое использование широкой поддержки масс и своих ближайших сподвижников и др. - становится достоянием и отличительной чертой любого наиболее авторитетного, влиятельного, опытного лидера или выдающейся личности.
  В то же время при формировании харизмы личностные качества лидера порой не играют какой-либо существенной роли или отодвигаются на второй план. Рассчитывая на эмоциональную поддержку масс, их привычку к повиновению, на демографический эффект личности лидера, его окружение, а также средства массовой информации, всемерно способствуют укреплению имиджа своего кумира, наделению его властными полномочиями. В этой ситуации харизматический лидер заигрыванием с массами, выдвижением нереальных лозунгов и пустых обещаний любой ценой добивается своей популярности ( В. В. Жириновский).
  Следовательно, грань между подлинной харизмой, которой человек может быть действительно наделен от природы как “даром божьим”, и лидером-демагогом, который хочет, чтобы в нем видели “мессию”, призванная быть непреодолимой, в целом ряде случаев становится призрачной и подвижной.
  Понятие харизмы и харизматического лидерства, лидера-харизмати- ка, обладающего интеллектуальными данными, чувством ответственности, профессионализмом в вопросах управления, умением представлять и выражать интересы народа, приверженностью закону и т. п., становятся достоянием истории, сферой научного исследования современного обществоведения.
  Различные аспекты понимания харизмы как понятия можно представить следующей схемой:

  Исследуя исторические предпосылки возникновения самого понятия “харизма”, можно выявить как причины его появления, так и пути реализации самого термина. Как уже раньше отмечалось, само понятие 24 связано с неким божественным даром и это можно признать свойством личностного развития человека в определенных ситуациях. Однако любопытным, на наш взгляд, является наблюдение, позволяющее выявить наличие харизмы в церковных институтах власти и полное ее отсутствие как божественного дара в мирской жизни. При этом нельзя не отметить тот факт, что определенные харизматические моменты у определенной части людей позволяют нам говорить о некоем харизматическом лидерстве (см. табл.).
  Российская история свидетельствует, что большинство наших политиков не слишком правильно понимали, каким должен быть их имидж. Например, Петра I, который имел ярко выраженные мужицкие привычки, не только ненавидели лишившиеся бород бояре, но и считали лживым воплощением Антихриста огромное количество мужиков. Не остались без внимания нашего народа и все последующие правители, которых народ “воспевал” в своем фольклоре в виде разного рода насмешек и анекдотов. Таким образом, далеко не факт, что образ своего в доску рубахи-парня так уж нравится народу. Уж настолько популярной была и остается личность Сталина, но и она вряд ли может быть эталоном внешнего облика власти для России ХХРЖ века.
  Между тем обывательское понимание харизмы чаще всего связано с той притягательной силой, которой располагает индивид (политик, деятель культуры, спортсмен, бизнесмен и т. д.).
  В древнегреческом языке слово харизма имеет также смысл определенного действия и переводится как “притягивать к себе внимание”. В Древней Греции люди, обладавшие харизматическими качествами, считались любимцами богов, которые помогали своим избранникам добиваться необыкновенных успехов. В связи с этим харизму можно понимать как способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его.
  Нельзя не согласиться с таким утверждением, но вряд ли ”харизма” может быть причиной удачливости самого человека, что поражало бы других (Б. Беккер, Диана, Р. Шумахер, В. Путин, В. Жириновский и др.) Скорее всего, дело в том, что так или иначе человек лучше других умеет использовать свое дарование, свои способности, благодаря чему он испытывает радость от выполненной работы, успешные результаты вдохновляют его на новые победы. Его не останавливают неудачи, своим оптимизмом он заражает других. Вот поэтому он излучает уверенность, оптимизм, воодушевление и это находит отклик у окружа

Таблица

ющих. Его победа становится классическим образцом для окружающих и создается впечатление, что харизматическая личность запрограммирована на успех. В этом смысле харизма, действительно, есть притягательная сила, и если нам комфортно в присутствии такой личности, то мы испытываем притягательную его силу и гордимся им.
  Исходя из этого можно выделить ряд харизматических качеств личности:
  - личная магнетическая притягательная сила,
  - воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи, отождествление себя с выполняемой работой, уверенность в своих силах,
  - умение сосредоточить свое внимание на главном, способность находить подход к людям, обаяние,
  - активность и энергичность,
  - умение служить образцом для подражания,
  - оптимистическое восприятие жизненных ситуаций.
  Так что же такое харизма? Дар Божий или свойства личности? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что харизма - это персонифицированный процесс распредмечивания личности в определенных социально-политических условиях.
  Такое определение позволяет нам в первой части подчеркнуть наличие у человека (носителя харизмы) “божественного как природного дара” - харизматических качеств, свойств, а во второй части - необходимость социально-политических условий для реализации личности-лидера - харизматика.
  Задание к теме “харизма”
  1. Сосредоточьте свои мысли на том, что включает в себя понятие “харизма” и запишите:
  а) имена десяти лиц, наделенных харизматическими качествами, которых Вы знаете лично;
  б) имена десяти харизматических личностей из области политики. Какими особыми качествами отличаются названные Вами люди? Какие из данных качеств лично Вы считаете харизматическими? Какие из данных качеств характеризуют лично Вас:
  Душа компании. Интеллектуал. Обаяние. Оптимизм. Самопожертвование ради общего дела. Ответственность за результат работы. Самолюбие. Преданность партии. Боевитость. Рискованность. Авантюризм. Личная магнетическая сила. Желание быть первым во всем.

Теста к теме 4

  1. Харизма - это “дар божий” или свойства личности?
  Приведите примеры, подтверждающие то или иное мнение.
  2. С помощью какой науки возможно исследование харизматического лидера и непосредственно его харизмы?
  а) философия,
  б) экономика,
  в) социология,
  г) культурология,
  д) антропология,
  е) политология,
  ж) религия.
  3. Что является общим в понимании лидерства и вождизма?
  а) стремление любой ценой к победе,
  б) личная выгода,
  в) страх потерять авторитет,
  г) справедливость,
  д) карьеризм,
  е) все вышеназванное.
  4. Кого из названных личностей можно отнести к харизматическим лидерам?
  а) Б. Н. Ельцин,
  б) Б. Клинтон,
  в) Дж. Буш (старший),
  г) В. Путин,
  д) В. Жириновский.

Назад Содержание Вперед