1.2.2. Функции и черты политики

  Под функциями политики понимаются важнейшие направления воздействия политики на общество.

  1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами.
  2. Функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые цели поступательного развития и обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  3. Управленческая и регулятивная функция. Выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества; политика обеспечивает их взаимодействие и влияет на них путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, воздействуя на интересы групп, используя социальное принуждение и насилие.
  4. Функция рационализации. Выражает групповые и индивидуальные интересы, общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и осуществляет их цивилизованное развитие.
  5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, способствует эффективному выполнению политических ролей.
  Выделяются три уровня существования политики. Первый - макроуровень, связан с деятельностью государства, политической власти. Второй - микроуровень охватывает деятельность отдельных организаций: партий, профсоюзов, корпораций, фирм и т. п. На этом, как и на государственном уровне, можно обнаружить внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д. Третий - мегауровень политики относится к деятельности международных организаций: ООН, ЕЭС и др. Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.
  Политика - понятие довольно обширное. Она вторгается практически во все области социальной жизни. Поэтому выделяют (классифицируют) следующие формы (виды) политики, сгруппированные по четырем признакам.

Формы (виды) политики

  Так, по сферам общественной жизни различают политику экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную, военную и т. д.
  По объектам и масштабам воздействия ее делят на внутреннюю и внешнюю. Первая проводится в рамках данной страны на двух главных уровнях - региональном и федеральном. Внешняя политика касается международных отношений и тоже может иметь разный охват: а) двухсторонняя определяет взаимосвязи двух стран; б) блоковая имеет место, когда ряд стран, создавших союз, проводят в каком-то вопросе единую, согласованную политику (например, организация НАТО по решению югославской проблемы); в) мировая политика проявляет себя, когда многие страны сотрудничают в решении тех или иных глобальных проблем (разоружение, урегулирование международных конфликтов и т. п.).
  По субъектам политики можно говорить о государственной, партийной политике, политике общественных движений и организаций, политике лидеров и вождей. Наконец, по приоритетам деятельности может быть политика нейтралитета, национального примирения, "открытых дверей", " большого скачка", компромиссов и т. д.
  Среди характерных черт политики можно отметить следующие:
  - связь общего и частного, интереса личности и интересов социальной общности (группы, страны, человечества);
  - любой тип политики тесно связан с должностью государства;
  - связь с действиями и интересами больших масс людей;
  - властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий многих людей.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие формы познания политики предшествовали политической науке?
  2. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследователей?
  3. Какой смысл вкладывается в понятие "политика"? С чем связана многозначность термина " политика"?
  4. Какова причины возникновения политики?
  5. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?
  6. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни;
  7. Существует ли перспектива отмирания политики?
  8. Прочитайте следующие первоисточники по теории политики:
  1) Платон. Политик. Собр. соч. в 4 т. - М., 1994. Т.4. С.24-25, 44-45, 46-47, 51, 63, 69.
  2) Н. Макиавелли. Государь // Избранные произведения. - М., 1982. С. 327-328, 345, 351-353.
  3) М. Вебер. Политика как призвание и профессия. Избр.произвед. - М., 1990. С. 645-646, 652654, 656, 690.
  4) Х. Ортега-и-Гассет. Старая и новая политика // Полис, 1992. № 3. С. 133-134, 137.
  5) Г. В. Плеханов. Социализм и политическая борьба // Избр. философ. произ. в 5 т. - М., 1956. Т. 1. С. 53, 61, 107, 108, 110-111.
  6) В. И. Ленин о политике / Полн. собр. соч. Т. 41. С. 406-408.
  7) Ф. Гоулд. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис, 1993. № 4. С. 134-137.
  и ответьте на следующие вопросы:
  1) Какими элементами политического предвидения и нравственного поведения наделяли Платон и Макиавелли государственного правителя? Какую роль они отводили знаниям о государственном правлении обществом и почему?
  2) Как понимали политику М. Вебер, В. И. Ленин и Х. Ортега-и-Гассет? Какую роль отводили взаимоотношениям политики с экономической и духовной сферами общества? Как Вы относитесь к высказыванию М. Вебера о том, что учащаяся молодежь не должна в аудитории заниматься политикой?
  3) Согласны ли Вы с утверждением, что политика - это искусство деятельности субъектов в борьбе за власть? Если да, то раскройте это на материалах статьи Гоулда "Стратегическое планирование избирательной кампании".

Словарь

  1. Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.
  2. Политика как наука стала с того времени, когда человечеству стали известны законы общественного развития, используя которые, можно целенаправленно влиять на политическую жизнь.
  3. Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.
  4. По мнению Аристотеля, политика - это цивилизованная форма общности, служащая достижению "общего блага" и "счастливой жизни".
  5. Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее.
  6. Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики - согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
  7. Политическая организация - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, групп, общества.
  8. Политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентаций, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности.
  9. Функциональный подход к политике - политика есть выполнение определенных функций и ролей.
  10. Директивный подход к политике - политика есть деятельность по руководству и управлению общественными делами с использованием механизмов власти.
  11. Коммуникативный подход к политике: политика - универсальное средство обеспечения целостности общества и механизм регулирования социальных конфликтов.

Назад Содержание Вперед