2.1. Безобидное увлечение перерастает в болезнь
На первом этапе человеку просто интересно играть, это его увлечении. Это нормально, новое всегда привлекает. Некоторые люди на этом останавливаются. Другие идут дальше. Затем он тратить на увлечение все свое свободное время, возникает желание погрузиться в виртуальный мир. Болезненным это становиться тогда, когда человек теряет связь с реальностью, начинают страдать социальные контакты, человек замыкается в мире игры. И если его попытаться оторвать от компьютера, ограничить во времени, то возникает сильный дискомфорт, агрессивность к окружающим. Потом процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость.
Симптомами компьютерной игромании можно считать:
- Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, при ожидании этого контакта.
- Отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой.
- Желание увеличить время пребывания в игре.
- Появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть.
- Возникновение проблем в общении с близкими, в школе или на работе.
Соматические:
- Сухость глаз.
- Отсутствие аппетита.
- Неряшливость.
- Нарушение сна.
Компьютерная игромания также опасна, как и другие виды зависимости. Потому, что в основе лежит болезненное состояние психики, и последующая дезадаптация человека. При этом страдает и физическое здоровье. Нередки случаи инфарктов и инсультов за компьютером. Компьютер является источником электромагнитного излучения и неионизирующей радиации, которая негативно воздействует на генофонд. Постоянное сидение за компьютером способствует развитию расстройств нервной системы и психосоматическим заболеваниям (головные боли, кожные заболевания, гипертонии, язвы, гастриты, колиты и др.).
Вывод напрашивается один, компьютерную зависимость необходимо лечить, а еще лучше заниматься профилактикой:
- Не относиться к нему как к «вредной привычке» от которой легко избавиться. Очень часто родители рассуждают: не пьет, не курит травку, не колется уже хорошо. А компьютер это так само пройдет.
- Если ребенок чрезмерно увлекается игрой на компьютере обратить внимание на его успешность, от чего он убегает. Т.е. исследовать причины такого поведения.
- Уделять ребенку внимание. Да подросток с одной стороны стремиться к независимости, но с другой - остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Он испытывает границы дозволенности, но в тоже время не может жить без них.
- Пересмотрите ваше общение с подростком. Это хорошее время, чтобы изменить правила общения в семье.
- Важно выделять время на общение с ребенком, слушать не только, что он делал в течение дня, уметь слушать его чувства, переживания. В этом могут помочь навыки активного слушания и «Я-высказывания».
- Активное слушание, этот навык предполагает умение выслушать собеседника, задавая уточняющие вопросы: «Что тебя беспокоит больше всего?», «Чего бы тебе хотелось?», «Как мне стоит себя вести?». Вопросы позволят прояснить трудную ситуацию и определить эмоциональное состояние собеседника. Данный навык можно использовать в ситуации, когда родители спокоен, а ребенок взволнован
- «Я - высказывание», этот навык предполагает умение выражать свое эмоциональное состояние не в обидной для других форме. «Я чувствую обиду и одиночество, потому что ты меня отдаляешься».
- Очень важно понять, как сами родители справляются с конфликтными ситуациями.
- Согласно гигиеническим требованиям, 7-10 летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-13 летние - два раза в день по 45 минут, старше - три раза в день.
Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека. Это требование реальности. Но все хорошо в меру. Компьютер не должен заменять другие способы познания, развития и общения.
Назад | Содержание | Вперед |