Глава 5. Внешняя политика России в Азии
В начале 1990-х гг. российское руководство отношения с азиатскими странами рассматривало как явно второстепенные. Причина в заключалась в том, что российские «младореформаторы» считали практически решенным вопрос о скором вступлении России в «общеевропейский дом», а потому тесные связи с азиатскими странами рассматривали как помеху в развитии отношений с Западом и реализации внутренних реформ. Более того, тогдашняя Россия была уверена в том, что ее разрыв с такими авторитарными режимами, как северокорейский или вьетнамский, только укрепит ее позиции в развитом мире, повысит уровень доверия между ней и западными демократиями. Исключением в новой азиатской стратегии России была лишь Япония - вторая в мире экономика и близкий союзник США в этом регионе.
Определенное переосмысление этой стратегии началось по инициативе Е.М. Примакова, который в 1996 г. стал министром иностранных дел России. Именно в это время начинает вырабатываться та прагматическая линия России в Азии, которая становится главенствующей в 2000-е гг., в период президентства В.В. Путина. Современная политика России в Азии учитывает ситуацию в этом регионе, где межгосударственные отношения развиваются не столько по либеральному, сколько по классическому сценарию. То есть, если, например, в Европе можно говорить о наличии межгосударственных разногласий, то в Азии - о наличии противоречий в отношениях между государствами. Их эпицентром являются отношения между Китаем, с одной стороны, и США и Японией, с другой. Отметим, что в конце первого десятилетия XXI в. азиатское направление внешней политики России стало не только проводником российских интересов в Азии, но и способом влияния России на Евросоюз и США.
Назад | Содержание | Вперед |