14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности
Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятельности, у него появляются новые права в обязанности, его социальный статус повышается или понижается. Все это определенным образом влияет на человека, на психические свойства его личности.
Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неустойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому вопрос об устойчивости личности и ее трансформации приобретает большое значение.
Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личности зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Благодаря устойчивости личности люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности.
Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импульсивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. Относительно устойчивыми являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта.
Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить трансформация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд трансформаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, в следствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и устойчивость психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.
Трансформация психических свойств может происходить стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс трансформации имеет свои закономерности, которые связаны с прохождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных фазы трансформации деятельности: “размораживания”, “действия”, “замораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетворенности происходит расшатывание и разруОшение сложившихся стереотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на базе которой, в результате практических действий, формируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сложившиеся новые структуры закрепляются и “замораживаются”.
В зависимости от источников, вызывающих трансформацию личности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформации: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее значение имеет внешний источник воздействия на психику, который требует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприемлемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае трансформация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворенной результатами деятельности и психическими свойствами ей присущими.
Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Развивающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Возможно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это происходит в том случае, если личность осознает благотворное воздействие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для формирования психических свойств, требуемых жизнью.
Какие же свойства личности в наибольшей степени подвергаются трансформации? Больше всего подвержены трансформации социально обусловленные свойства личности, связанные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Так, положительная трансформация необходима в том случае, когда вырабатывается новый стиль деятельности или поведения, так как свойства и качества личности, ранее сформированные, не могут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень притязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустрации начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпимость, мнительность, враждебность, мстительность и т. п.
Трансформация личности может периодически происходить в течение всей жизни человека, так как его положение в обществе все время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периодами жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной зависимости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявляться такие черты личности как беспомощность, привязанность, доверчивость, внушаемость и др.
В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличивается поведенческая и психологическая самостоятельность. Теперь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится равноправным членом сообщества таких же как и он сам субъектов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нормы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превращаясь в подростка, приобретает новые качества, противоположные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, независимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.
С наступлением зрелости субъект включается в общество взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обществе, овладевает профессией, становится отцом или матерью, воспитывает детей, общается с разными людьми, занимается творчеством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к трансформации личности подростка и юноши и к появлению психических свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие качества как ответственность, заботливость, общительность, рассудительность, требовательность, терпеливость, выдержка, самообладание, настойчивость и др.
В зрелом возрасте трансформация личности может происходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удов - летворенной собой, своим общественным положением и своей профессией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни может происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худшую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек становится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам, противопоставить им свою волю и не согнуться под ударами судьбы. В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным, уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом.
Все это свидетельствует о том, что хотя формирование личности происходит под влиянием социальных условий существования, но этот процесс осуществляется не механически, а предполагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта работа направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним - принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчиниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стремления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением.
Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание изменять свою личность возникает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюминутное желание стать другим человеком часто существует недолго и после некоторых размышлений оценивается как несбыточное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Александра Македонского с философом Диогеном.
Возвращаясь из индийского похода Македонский остановился вместе со своим огромным караваном на площади одного из городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю Аристотелю с вопросом, что примечательного есть в этом городе. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Диоген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку, которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вместе со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на соломе человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со словами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген не обратил никакого внимания на его слова. Придворные, думая, что он не знает, что просить, стали подсказывать ему, чтобы он просил дворец, золото и рабов. Но и на их слова Диоген не реагировал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, сказал Диогену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и сказал: “Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонский выпрямился и стал ждать просьбу Диогена. Но тот молчал. Тогда Македонский вдруг понял, что он высказал свою просьбу. Он попросил его не заслонять солнце.
Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский воскликнул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, поразмыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побудило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь известно, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами.
Очень часто трансформация личности происходит под влиянием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в произведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монастырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За благочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только монахами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему поклониться и получить благословение и исцеление от болезни.
Глубокая трансформация его личности произошла после того как он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, является лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста, которая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и благочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни.
Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, вольно или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сложившимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском фильме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам сопротивления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гестапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, который погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, чтобы помочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо.
Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал Делла Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бертоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя уважаемым человеком, таким же бойцом сопротивления, как и другие заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные, начинает перерождаться. Бывший преступник восемь раз осужденный за обман, мошенничество, вымогательство и торговлю наркотиками Бертоне начинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. Познакомившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Бертоне не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в процессе трансформации личности бывший мошенник и жулик превращается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный борец за свободу и справедливое дело.
Таким образом, хотя решающее влияние на формирование и развитие психических свойств оказывают социальные условия существования и те конкретные жизненные обстоятельства, в которые попадает человек, но то в каком направлении они будут изменяться, в положительном или отрицательном, зависит от самой личности.
Литература
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.
Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989.
Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999.
Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.
Общая психология. М., 1986.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Психология. Учебник. М., 1998.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998.236
Назад | Содержание | Вперед |