3. Правовое положение отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов в городах
Каждый уровень системы органов внутренних дел занимает в ней определенное место, в том числе и горрайорганы внутренних дел.
В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями, законами и иными правовыми актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти и управления субъектов Федерации, органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, нормативными, правовыми актами МВД России, МВД, УВД и Примерной структурой управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе).
Основными задачами горрайорганов внутренних дел являются: обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; исполнение административных наказаний, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; оказание в пределах компетенции горрайорганов помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Функции горрайорганов являются основными направлениями их внешней деятельности, посредством реализации которых обеспечивается решение возложенных на них основных задач. Функции различаются между собой спецификой правового регулирования и конкретным назначением.
В структуру органа входит руководство: начальник и его заместители, штаб, осуществляющий общие функции управления, а также отделы и отделения, осуществляющие основные и обеспечивающие функции.
Отдел (управление) внутренних дел возглавляет начальник, который назначает-ся министром внутренних дел республики, начальником управления (ГУВД) внутренних дел края, области, автономной области, автономного округа в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.
Начальник органа внутренних дел имеет заместителей. Количество должностей заместителей и порядок их назначения определяется МВД республики, управлением (главным управлением) внутренних дел края, области, автономной области, автономного округа на основании нормативов, установленных МВД России.
Заместитель начальника органа, он же — начальник криминальной милиции города, района, района в городе, заместитель начальника отдела (управления), он же начальник милиции общественной безопасности города, района, района в городе, утверждаются в должности и освобождаются от нее в порядке, установленном законодательством РФ.
Начальник отдела (управления) руководит деятельностью возглавляемого им органа и несет персональную ответственность за решение возложенных на него задач; является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на территории города органов внутренних дел и организаций, за исключением подведомственных МВД, ГУВД, УВД или МВД России; привлекает в установленном порядке их личный состав для охраны общественного порядка при проведении оперативных действий, операций, массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств.
Он издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам организации деятельности отдела (управления) внутренних дел, обеспечивает контроль за их исполнением; распределяет сферы руководства между своими заместителями и определяет их компетенцию; решает в установленном порядке и в пределах своей компетенции вопросы назначения, перемещения начальствующего состава; осуществляет прием и увольнение лиц рядового и младшего начальствующего состава, присвоение им специальных званий, а также прием и увольнение служащих органа. В пределах своей компетенции вносит изменения в штаты органа внутренних дел в пределах установленной для него численности по категориям должностей и фонда денежного содержания по должностным окладам; распределяет по подразделениям дополнительную штатную численность; устанавливает в соответствии с действующим законодательством внутренний распорядок и определяет режим работы отдела (управления); создает условия для безопасного выполнения сотрудниками и работниками возложенных на них обязанностей; организует и ведет прием граждан; рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам, относящимся к деятельности органов внутренних дел, принимает по ним соответствующие меры; применяет в пределах своей компетенции поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на лиц рядового и начальствующего состава, работников органа внутренних дел; поощряет в пределах своей компетенции граждан, отличившихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; утверждает состав и руководит работой оперативного совещания, вызывает для отчетов о работе и по другим вопросам оперативно-служебной деятельности подчиненных руководителей и сотрудников; переводит с учетом оперативной обстановки, а также при чрезвычайных ситуациях личный состав полностью или частично на особый режим работы; принимает меры к улучшению жилищных и иных социальнобытовых условий сотрудников органа.
Заместители начальника отдела (управления) внутренних дел руководят соответственно криминальной милицией, милицией общественной безопасности, следственным подразделением, отделом (отделением) кадров, подразделением тыла.
Структурными подразделениями, осуществляющими общие управленческие функции, являются штабы, которые осуществляют сбор и анализ информации об оперативной обстановки на территории района, города; подготовку проектов управленческих решений, планов работы органа, контроль за исполнением законодательства и ведомственных нормативных актов.
Подразделениями, осуществляющими отраслевые функции, являются отделы (отделения, группы) сотрудников криминальной милиции, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и др.; милиция общественной безопасности: патрульно-постовая служба, подразделения по организации работы участковых уполномоченных милиции, Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Самостоятельными структурными подразделениями, осуществляющими отраслевые функции, являются следственные отделы (отделения).
Обеспечивающие функции выполняют подразделения кадров и тылового обеспечения, финансовая часть, техническое отделение, группа обеспечения и обслуживания.
При органе внутренних дел создается отдел (отделение) вневедомственной охраны, который является юридическим лицом, имеет гербовую печать, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке.
В структуру крупных органов внутренних дел, как, например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, входят территориальные и поселковые отделы (отделения) милиции. Руководят ими начальники и их заместители, которые назначаются на должность начальниками отделов (управлений) внутренних дел по согласованию с руководством вышестоящих органов. В структуре отделов (отделений) милиции имеются сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные, патрульно-постовая служба и др.
Финансирование отдела (управления) внутренних дел осуществляется из средств федерального бюджета, республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджета края, области, областного бюджета автономной области, окружного бюджета автономного округа, местного бюджета, из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций на основе заключения в установленном порядке договоров, а также из внебюджетных целевых фондов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.
Отдел (управление) является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба и со своим наименованием.
Контроль за работой отдела (управления) внутренних дел осуществляют МВД республики, УВД, ГУВД края, области, г. Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономного округа и местная администрация в пределах предоставленных им полномочий.
Организация работы горрайоргана включает в себя:
1) сбор и накопление информации, ее анализ, оценку и прогноз развития оперативной обстановки на территории обслуживания, готовности органа к выполнению служебных задач;
2) планирование деятельности горрайоргана внутренних дел в целом, определение приоритета и последовательности решения текущих задач;
3) организация исполнения решений;
4) координацию и взаимодействие подразделений горрайоргана в осуществлении правоохранительных задач;
5) рациональную расстановку и комплексное использование сил и средств, маневрирование ими с учетом складывающейся оперативной обстановки;
6) организацию работы по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке кадров;
7) обеспечение и эксплуатацию материально-технических средств, осуществление финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства;
8) контроль, учет и объективную оценку деятельности каждого сотрудника, подразделения и горрайоргана в целом;
9) проведение мероприятий по защите конфиденциальной информации и персональных баз данных, а также информации об оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел от утечки, в том числе по техническим вопросам;
10) организация и внедрение передового опыта работы;
Библиографический список
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». М.: Инфра-М, 2004.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»//Там же. 2000. № 20. Ст. 2112.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Там же. 2004. № 11. Ст. 945.
Указ Президента РФ 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»//Там же. 2004. № 21. Ст. 2023.
Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»//СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.
Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»//Там же. 2004. № 30. Ст. 3149.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2002 г. № 327 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»//Там же. 2002, № 21. Ст. 200.
Приказ МВД России от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции».
Приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Аврутин Ю. Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): Монография/СПбУ МВД России. СПб., 1998.
Зубов И. Н. Система МВД России: современные проблемы функционирования и развития: Монография/СПбУ МВД России. СПб., 1998.
Каплунов А А, Бородин С. С., Берекет В. М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Части общая и особенная: Курс лекций /Под ред. В. П. Сальникова; СПбУ МВД России. СПб., 2004.
Назад | Содержание | Вперед |