Вз 2. Развитие монашества на Востоке. Преподобный Макарий Великий и другие подвижники (300-391 гг.)
Из подвижников Востока в IV веке особенно известен Макарий Египетский. Он родился около 300 года в Нижнем Египте от одного благочестивого пресвитера туземной национальности. Против своего желания он, по воле родителей, вступил в брак, но хранил в нем целомудрие. По смерти родителей и жены, около 30 лет от роду, Макарий удалился в скитскую пустыню. Строгостью своих аскетических подвигов приобрел себе всеобщее уважение и получил за кротость и смирение название «отрок-старец». В 40 лет он был посвящен в сан пресвитера, и с этого времени в течение 50 лет стоял во главе скитского монашества. Во времена Валента за исповедание никейской веры подвергся кратковременному изгнанию. Еще при жизни он был удостоен дара чудотворений и пророчества.
Преподобный Макарий известен и как писатель. От него осталось 50 бесед нравоучительного характера. Тесное единение души с Богом, как высшее благо и цель человеческой жизни, составляет главную мысль творений Макария. Ему же принадлежит несколько молитв вечерних и утренних, принятых в церковное употребление. Макарий скончался в 391 году.
В Малой Азии, в пределах Понта и Каппадокии;, распространением монашества занимался святитель Василий Великий, чему также содействовали написанные им монашеские правила. Близ Газы в Палестинской пустыне подвизался более 50 лет ученик и подражатель первоначальников монашества преподобный Иларион, Савва Освященный, соединивший с иночеством сан священника. Подвижническую жизнь начал с 8-летнего возраста. Около Иерусалима, у потока Кедронского, он основал монастырь и ввел в нем строго определенный богослужебный устав.
Преподобный Евфимий Великий (376-473 гг.), начавший подвижническую жизнь также с ранних лет, имел громадное влияние на развитие восточной монашеской жизни. В разных местах, где он подвизался, около него собиралась любители уединенной жизни. Так возникали монастыри. Его влияние было настолько велико, что многие еретики обращались в православие. В V веке инок Александр устроил монастырь «неусыпающих», который был назван так потому, что в нем круглосуточно совершались богослужения.
Рано появилось монашество на Синае и в Сирии. Из подвижников Синая в V веке известен преподобный Нил Синаит (* 450), а в VII веке - преподобный Иоанн Лествичник (*649), игумен одного Синайского монастыря, который получил такое имя от сочинения «Лествица», где указаны степени восхождения к духовному совершенству.
Из подвижников сирийского монашества следует отметить преподобного Исаака Сирина. Он родился в Ниневии, в молодые годы принял монашество и для подвигов уединения удалился в пустыню. Жители Ниневии избрали его своим епископом, но он только пять месяцев управлял своей епархией и снова ушел в монастырь. Незадолго до смерти Исаак Сирин потерял зрение от подвигов и поста. Большой интерес среди его многочисленных сочинений представляют слова и поучения. Они полны самых глубоких психологических наблюдений, в них затрагивается жизнь человеческого духа в самых неуловимых его состояниях.
В середине V века монашество стало распространяться в Константинополе. Римский патриций Студий основал здесь монастырь, получивший впоследствии известность. В этот монастырь была приглашена община неусыпающих иноков. Значение этого монастыря в конце VIII и первой четверти IX века поднял знаменитый его игумен в Константинополе преподобный Феодор Студит (*826), известный защитник иконопочитания. Число братии в Студийском монастыре под его управлением возросло с двенадцати до тысячи человек, а по строгости дисциплины монастырь превосходил остальные греческие монастыри. Из этого монастыря выходило много подвижников благочестия, как, например, Николай, подверженный истязанию за иконопочитание, и Иоанникий.
Кроме обычных подвигов аскетизма, которые определялись и предусматривались монашескими уставами, существовали особые чрезвычайные формы подвижничества. К ним относится столпничество - подвиги на столпе под открытым небом. Представителем этого рода подвижничества был в V веке Симеон Столпник, подвизавшийся в 60 верстах от Антиохии на столпе, имевшем около аршина с четвертью в диаметре. В течение 37 лет он предавался этому подвигу. Шея его отягчена была железной цепью. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю и постился в течение всего Великого поста. Он удостоен был дара чудес и пророчества. Скончался в 460 году в возрасте 72 лет.
Наиболее видным представителем этого рода подвига был Симеон Юродивый (* ок. 590 г.). 30 лет он подвизался в пустыне около Мертвого моря. Симеон Юродивый положил начало юродству во Христе. В VII веке мы видим другого замечательного представителя этого подвига - Алиппия Столпника, который нес молитвенный подвиг на столпе в течение 50 лет.
В VIII-X веках становятся известными христианскому миру и многие подвижники святой горы Афонской: преподобный Петр Афонский (*734), подвизавшийся на святой горе более 50 лет в полном одиночестве, и святой Афанасий (*1000), устроивший на Афоне монастырь, который в X веке стал рассадником монашеского подвижничества.
Назад | Содержание | Вперед |