9.9. Русская культура первой половины XIX в.

  Культуру первой половины XIX в. называют «золотым веком», так как своими достижениями российская культура этого периода обогатила мировую. Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. С одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, то есть большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, например: философии и литературы, литературы, живописи и музыки. Важнейшей особенностью культуры России в первой половине XIX в. является начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в том числе из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев. Демократизация культуры проявлялась в изменении тематики произведений литературы, музыки, живописи: примерно с 30-40-х гг. XIX в. начинает сильнее звучать тема простого народа, положение и судьбы «бедных людей».
  Просвещение, система образования
  К началу XIX в. в России был только один университет - Московский. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был основан университет. Университеты имели 4 отделения (факультета): нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия, философия и богословие), словесное (филология, история, статистика, география), физико-математическое и медицинское. При университетах учреждались педагогические институты для подготовки учителей, а также пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование. Среди университетского студенчества значителен был удельный вес разночинцев. Это отчасти объясняется тем, что дворяне предпочитали отдавать своих детей в военные учебные заведения.
  В первой половине XIX в. расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений. В начале 30-х гг. в Петербурге были основаны Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия и несколько средних коммерческих училищ, Земледельческая школа, Техническое училище, Строгановское училище, в котором готовили художников.
  Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на всей территории России действовало только 24 гимназии.
  Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. В государственной и удельной деревне грамотных среди крестьян насчитывалось не более 5-7%, в помещичьей деревне - около 1%. Уровень образованности состоятельных слоев населения оставался также невысоким. Купцы и мещане чаще всего проходили домашнее обучение - обычно у дьячка или приказчика, основными «учебными пособиями» которых были псалтырь и часослов, а целью обучения - научить читать, писать и считать. Невысок был уровень образования и у мелкого провинциального дворянства. Лишь незначительная часть дворян заканчивала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса. Большинство довольствовались домашним обучением, весьма различным по своему уровню.
  Развитие науки
  В первой половине XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Наука развивалась не только в стенах Академии наук. Важнейшими научными центрами являлись университеты. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый - Н.Н. Зинин. Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности.
  В области физики важные открытия сделали В.В. Петров и Б.С. Якоби. В.В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов. Б.С. Якоби провел исследования в области электрических машин, телеграфа, электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.
  В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном В. Я. Струве. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
  Широкой русской общественности имя хирурга Н.И. Пирогова стало известно в связи его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Еще в 1847 г. в Академии наук он сделал сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. В Севастополе тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.
  Первая половина XIX в. - время становления отечественной исторической науки. Крупное культурное и политическое значение имела 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803 г. Карамзин получил официальную должность историографа, что давало ему право доступа к государственным архивам. Первые 8 томов этого труда вышли в 1816-1817 гг.; в 1821-1824 гг. появились 9-11 тома; последний 12-й том, обрывающийся на 1611 г., был издан в 1829 г. Исторический труд Карамзина, прозванного «Колумбом российской истории», создан на основе богатых и разнообразных источников, многочисленных трудов античных и средневековых авторов. Особенно ценны обширные документальные приложения, имеющие большое научное значение, поскольку многие оригиналы публиковавшихся Карамзиным документов не сохранились.
  Изучение всеобщей истории в первой половине XIX в. представлено трудами профессоров Московского университета - медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О. М. Бодянского.
  Географическая наука и путешествия
  По инициативе и при участии Академии наук в начале XIX в. были организованы многочисленные научные экспедиции, результатами которых явились важные географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах, проведение географических, биологических и этнографических исследований в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Алтае.
  В 1803-1806 гг. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн осуществили первое русское кругосветное плавание, во время которого было открыто много новых островов в Тихом и Ледовитом океанах, собраны ценные научные коллекции.
  В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида и множество островов нанесены на карту.
  В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головиным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой страны.
  Центром географических исследований стало учрежденное в 1845 г. Русское географическое общество, которое организовало ряд научных экспедиций, проводило этнографические исследования России и сопредельных стран и народов, имело свой научный журнал и издало много ценных географических, этнографических и статистических сборников.
  Литература
  Ведущей областью культуры в XIX в. становится литература. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных идейно-эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а потом реализму.
  Сентиментализм (от франц. «чувство») в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII-XIX вв. Представители этого направления объявляли главным в человеческой природе не разум, а чувство. Путь к идеальной личности приверженцы этого течения искали в высвобождении и совершенствовании «естественных» человеческих чувств. Произведениям литературы сентиментального жанра присущ особый интерес к чувствам и переживаниям простого человека, особенно из средних сословий. Наиболее видным представителем сентиментализма в русской литературе был Н.М. Карамзин.
  Романтизм - направление в литературе в первой половине XIX в., представители которого попытались противопоставить практицизму современной им действительности и нивелированию (сглаживанию различий) личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенствования и обновления. Представители данного направления утверждали неповторимость человеческой личности, самоценность ее духовной жизни. Но изображение сильных страстей, одухотворенность и целительность природы соседствует в романтизме с пессимистическими мотивами «мировой скорби» и «мирового зла», выражая острый разлад между мечтой, идеалом и действительностью. Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В.А. Жуковский. Дань романтизму отдали в своих ранних произведениях А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
  В 30-40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Для представителей реализма характерно стремление раскрыть причины явлений, изобразить типичный характер в типичных обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано с именами А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»), М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени»), Н. В. Гоголя («Шинель»).
  Живопись
  В первой половине XIX в. в русской живописи происходил отход от академизма (так назывался классицизм в живописи), оплотом которого была императорская Академия художеств. Для академизма характерны библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Видным представителем академической школы в русской живописи первой половины XIX в. был Ф.А. Бруни. Его картина «Медный змий», над которой он работал в течение 15 лет, изображала библейскую сцену - наказание евреев, возроптавших во время скитаний после египетского плена на бога, за что бог наслал на них мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.
  К академической школе принадлежал и выдающийся русский художник К.П. Брюллов. Написанное им грандиозное полотно «Последний день Помпеи» явилось выдающимся событием в русском изобразительном искусстве того времени. Брюллов передал достоинство, гуманизм и величие людей в условиях природной катастрофы. Для данной картины характерны романтические элементы. Брюллов написал также много портретов своих современников. В живописи этого жанра он шел от парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету. Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является «Автопортрет» Брюллова.
  Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А.А. Иванова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Спасителя. Фигура Христа дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Это полотно задумывалось в академическом стиле, однако ему присущи элементы романтизма.
  Новые тенденции в русской живописи развивались вне Академии художеств. Сын купца A. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян-тружеников. В трактовке бытовых сюжетов у Венецианова ощущается влияние сентиментализма и идеализация деревенской жизни. Таковы его известные картины «Гумно», «На пашне», «На жатве», портретная галерея крестьян.
  Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были О.А. Кипренский и B. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие портреты были им написаны в начале XIX в. В портретном искусстве Кипренского видно влияние романтической школы. Художник искал в человеке возвышенное начало, передавал в портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний человека. Хорошо известен его портрет А.С. Пушкина. В.А. Тропинин был сыном крепостного крестьянина, сам он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и непосредственность изображения, связь изображенного на полотне человека с той обстановкой, которая его окружает. Он любил показывать человека за его любимым занятием. Таковы его жанровые портреты: «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейки».
  В реалистической манере писал П.А. Федотов. В жанровых произведениях он высмеивал пороки русского общества: тупость чиновничества, армейский быт офицерства, спесь и цинизм дворянства. Большинство его картин носят комедийно-сатирический характер («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»).
  Архитектура
  В архитектуре прочные позиции занимал классицизм, господство которого продолжалось до 40х гг. XIX в. Он утвердился в конце XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир, получивший широкое распространение в начале XIX в. Ампир (от франц. «империя») - стиль в архитектуре и декоративном искусстве, опиравшийся на художественное наследие императорского Рима, использовавший массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор с военными эмблемами и орнаментом. Ампир служил воплощению идей величия государственной власти и воинской силы. Постройки в данном стиле характеризуются выверенностью пропорций. Для архитектурной композиции характерна симметрия, подчеркивание центра. В центре здания обычно располагался парадный вход, оформленный в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены - желтыми.
  В первой половине XIX в. велась интенсивная застройка Петербурга и Москвы. В Петербурге по проекту архитектора А.Д. Захарова было возведено здание Адмиралтейства. В громадном сооружении архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом, который стал символом Петербурга. Центральная улица Петербурга - Невский проспект - приобрела вид цельного ансамбля с возведением в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. Автор проекта, А.Н. Воронихин, был сыном крепостного крестьянина. Проектируя Казанский собор, он взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. Использовав мотивы этого творения, он создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города.
  Отстраивается Москва, пострадавшая в результате пожара 1812 г. О.И. Бове возводит здания Большого и Малого театров, Триумфальную арку в память победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади. Д. Жилярди заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет.
  30-50-е гг. знаменуют упадок русского классицизма в архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К.А. Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в творчестве французского архитектора О. Монферрана. По его проекту было построено здание Исаакиевского собора в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов и другие. По проекту Монферрана была воздвигнута и 47-метровая колонна на Дворцовой площади - памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы в Отечественной войне.
  Театр и музыка
  В истории русского театра также происходила смена различных идейно-эстетических направлений. Долгое время на русской сцене господствовали каноны классицизма, с его внешней парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных мифологических сюжетов. Но уже в 2030-е гг. XIX в. классицизм в театре был оттеснен романтической школой, для которой характерна героико-трагедийная тематика, а в исполнительской деятельности актеров обращалось внимание на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы актером Малого театра, сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Исполнительскую манеру Мочалова отличала бурная эмоциональность и экспрессия. Выдающимся актером, игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М.С. Щепкин. Щепкина в кругах III отделения считали политически неблагонадежным за то, что своей игрой, раскрывая косность, продажность и лихоимство бюрократии, он подрывал престиж николаевской системы.
  С именем М.И. Глинки связано возникновение русской национальной музыки. Важным событием русской оперной сцены была постановка его оперы «Жизнь за царя», в которой Глинка прославил простого крестьянина Ивана Сусанина. Вторая опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» написана по одноименной поэме А.С. Пушкина. Оперные творения Глинки отличаются яркостью музыкальных красок, легкостью техники и классической простотой. Композитору принадлежит и ряд замечательных романсов, самый известный из которых был написан на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье... »
  Другим известным композитором первой половины ХК в. был А.С. Даргомыжский. Им была написана опера на сюжет пушкинской «Русалки». Эта опера явилась образцом народно-бытовой музыкальной драмы. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но Даргомыжский умел передать душевное состояние своих героев взволнованной музыкальной речью.
  Изменения в быту
  Новые явления в социально-экономическом развитии России в первой половине ХК в. оказывали свое влияние и на изменения в быту. Наиболее заметными были изменения в жизни населения города и крупных торгово-промышленных поселений. Менее всего новые веяния в быту затронули глухую провинцию, с господствующим патриархально-бытовым укладом.
  С ростом торгово-промышленной деятельности заметно менялся облик русского города, его демография и социальная структура. Основную массу его жителей представлял уже мастеровой, большей частью пришлый из деревни рабочий люд. Так, к середине ХК в. больше половины жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработки, вследствие чего мужское население этих городов в полтора раза превышало женское. Менялся внешний облик крупных городов: они застраивались многоэтажными доходными домами, фабричными корпусами и рабочими казармами. Рабочие крупных городов ютились в переполненных казармах, подвалах, бараках и «в тех самых фабриках и заведениях, где работает», - отмечалось в обследованиях жилищных условий рабочих.
  Как указывалось в обследовании быта рабочих Петербурга за 40-е гг., на фабриках или в мастерских «или огораживается для кроватей какой-нибудь темный, душный угол, или рабочие спят на полу и верстаках, даже на столах... Обыкновенно подстилкой служит дрянной тонкий войлок или еще чаще простая рогожа, часто даже не бывает и вовсе всякой подстилки: спят прямо на досках».
  Мелкие провинциальные, преимущественно уездные города, с числом жителей не более 5 тыс. человек (они составляли более 80% городских поселений), в большинстве своем мало чем отличались от больших сел по своему внешнему виду и по занятиям жителей.
  Верхи привилегированных сословий проживали обыкновенно в Москве, Петербурге и других крупных городах. Среди столичного дворянства и верхов нарождающейся буржуазии широко распространялись новейшие европейские моды в одежде, интерьере жилищ, самом образе жизни. Новые веяния проникали и в среду богатого провинциального дворянства, но мало затронули мелкопоместных владельцев, которые не имели средств «следить за модой», живя за счет небольших доходов со своих поместий или на скудное чиновничье и армейское жалование. В купечестве и духовенстве больше было приверженности к старому, традиционному быту.
  Хозяйственно-бытовой уклад жизни основной массы крестьянства не претерпел существенных изменений. Еще были крепки патриархальные устои крестьянской семьи, всячески поддерживаемые общиной, помещиком и государством. От воли отца или старшего в семье всецело зависели заключения браков их детей, отпуск на заработки. Современников поражала крайняя бедность русских деревень: убогие избы под соломой, часто топящиеся по-черному, скудость внутреннего убранства: деревянные некрашеные столы, лавки и полати, скудная утварь - деревянная и глиняная посуда, домотканая одежда, традиционные лапти.
  Уровень медицинской помощи на селе был крайне низок. По всей России к середине ХК в. насчитывалось не более 10 тыс. лиц медицинского персонала. Почти все они сосредотачивались в городах. Крестьяне, как правило, лечились «домашними средствами» либо прибегали к услугам знахарок и костоправов. Особенно тяжело приходилось в деревне детям и женщинам с грудными детьми. Беременная женщина выполняла тяжелые физические работы практически до самого момента родов. Часто случалось, как свидетельствуют современники, крестьянка рожала в поле или на покосе. От непосильного физического труда в страдную летнюю пору у кормящей матери часто пропадало молоко. Его заменял «рожок» - тряпица с жеваным ржаным хлебом. Тяжелый изнурительный труд, начиная с детского возраста, плохое питание и неудовлетворительное состояние врачебного дела приводили к необычайно высокой детской смертности: более половины из числа родившихся детей умирало, не дожив до пяти лет. Только благодаря высокой рождаемости на селе обеспечивался прирост населения.
  Несмотря на тяжелые материально-бытовые условия, новшества проникали и в деревню, в первую очередь - в деревню центрально-промышленных губерний. Здесь курные избы почти повсеместно были заменены белыми, более разнообразным стало внутреннее убранство в избах: в богатых крестьянских домах появились стулья, комоды, зеркала, стенные часы, лубочные картинки. В домах некоторых зажиточных крестьян появились значительные по тому времени библиотеки. Крестьяне выписывали газеты и «толстые» журналы, а некоторые и сами писали статьи в журналы.

Назад Содержание Вперед