9.3. Деятельность педагога по реализации инноваций в образовательной практике

  Теория и практика преподавания как деятельности педагога развиваются на основе: самоотверженной работы педагогов-новаторов; творческого поиска методистов-предметников; фундаментальных трудов теоретиков-дидактов
  Педагог решает типовые, стандартные и творческие задачи. Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в изменяющихся условиях.
  Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности является инновация. «Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности учителя предполагает осознание педагога себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством учителя-новатора» [12]. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения - построение своего отношения к новому, изменение себя, своей профессиональной позиции, преодоление препятствий самореализации [12]. Опыт построения модели инновационной деятельности педагога представлен в работе В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой [12].
  Методологическими основами изучения структуры инновационной деятельности педагога авторы избрали: аксиологический, рефлексивно­деятельностный, системный, социально-психологический и индивидуально­творческий подходы. По мнению авторов, структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом [12] (рис.32).
  Инновационная деятельность педагога строится под влиянием доминирующих мотивов. К ним можно: 1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.); 2) мотивы внешнего (самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.); 3) профессиональный мотив, (желание учить, воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.); 4) мотивы личностной самореализации.

Рис. 32. Инновационная деятельность педагога

  Мотивы третьей и четвертой группы присущи творчески работающим педагогам. Педагоги с отрицательной мотивацией в значительной степени склонны к стереотипу, отвергая все новое.
  Второй компонент структуры - креативный, Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание; следующий этап - подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии - подлинное творчество - педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.
  Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом: «личностно­мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством; профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового; формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств; прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшества; создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы; реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога» [12].
  Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся и коллег.
  В функциональной модели деятельности педагога, разработанной Н.В.Кузьминой, рефлексия педагога включена в гностический компонент.
  Сформированность инновационной деятельности педагога оценивается по одному из четырех уровней:
  1) адаптивный. Характеризуется неустойчивым отношением педагога к инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды;
  2) репродуктивный. Отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования;
  3) эвристический. Характеризуется целеустремленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений;
  4) креативный. Отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создает авторские школы. Охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимает важное место в деятельности таких педагогов.
  Инновационность является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и обучение умениям действовать по-новому.
  Инновационную деятельность педагога включает в себя: а) деятельность педагога; б) внедрение в образовательную практику результатов психолого­педагогических исследований. Рассмотрим кратко их содержание.
  Первая составляющая инновационной направленности непосредственная деятельность педагогов. Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей образовательного учреждения возникают новые требования к педагогической деятельности. В создании и передаче передового опыта большую роль имеет позиция педагога, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
  Вторая составляющая инновационной направленности деятельности педагогов связана с внедрением в образовательную практику результатов научных исследований по педагогике и психологии. Для эффективной реализации инноваций рекомендуется создавать группы подготовленных педагогов для изучения и распространения опыта отдельных педагогов и опыта образовательных учреждений. Необходимость формирования таких групп объясняется следующими причинами: автор педагогического новшества, идеи или технологии не всегда осознает их ценность и перспективность; автор не всегда считает нужным заниматься внедрением идей; автор не всегда может дать обоснованную научную и методическую инструментовку; при изложении автором своих инноваций и путей их внедрения со стороны педагогов - коллег может появиться реакция «отторжения» в силу индивидуально-типологических особенностей, как автора, так и его коллег; группа способна взять на себя функции не только внедрения инновации, но и последующего анализа и корректировки, как в отношении отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом; группа может осуществлять педагогический мониторинг - систематический отбор, отсев новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы других педагогов.
  Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуально-творческих возможностей.
  В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности.
  Для осуществления результативной инновационной деятельности педагог должен обладать определенным профессиональным потенциалом - комплекс, целостная система педагогического мастерства, преимущество которого в том, что оно объединяет в себя разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности педагога. Структура профессионального потенциала педагога представлена на рис. 33 [14].

Рис. 33. Профессиональный потенциал педагога

Назад Содержание Вперед