10.2. Александр III и его контрреформы
Царствование Александра III (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М. Н. Катков.
Суть этого курса заключалась в следующем.
1) Новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизация России были гибельны для нее.
2) Была поставлена цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.
3) Новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения «крамолы», пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ». Практическая реализация нового курса свелась к следующему.
1. Введение института Земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, за сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.
2. Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных (депутатов) от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.
3. Городовое положение (1882) исключало из состава избирателей приказчиков и мелких торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости - малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской Думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний Думы. Таким образом, городское самоуправление практически было под контролем правительства.
4. Изменения консервативного толка вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887).
5. Охранительные меры правительства коснулись печати и образования. Именно отсюда, по мнению правительства, исходила опасность устоям государства. Ужесточился административный контроль над высшими учебными заведениями. Университетский устав 1884 г. фактически упразднил автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством; возрастала, почти в два раза, плата за обучение; особая инспекция осуществляла надзор за студентами. Представителям «низших сословий» затруднялась возможность получения образования. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) рекомендовал закрыть двери гимназий перед детьми не из дворянских семей. В 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.
6. В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.
7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.
Политика «контрреформ» была направлена на усиление и упрочение власти дворянства на местах. Отказ от либеральных преобразований, национально-шовинистический курс правительства замедлили процесс экономического и социального развития страны.
Однако в период правления Александра III был проведен и ряд позитивных преобразований. Во-первых, осуществлялся ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян:
• в 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи;
• отменялось временнообязанное положение;
• учреждался Крестьянский банк, который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель;
• в 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян;
• утверждались правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889).
Однако все это не улучшило благосостояния крестьян.
Во-вторых, в 80-е гг. предпринимались первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению:
• в 1882 г. принимаются законы о запрете труда малолетних (до 12 лет), ночной работы несовершеннолетних и женщин (1885);
• для надзора за соблюдением фабричного законодательства учреждается инспекция (1886);
• 1886 г. - издается закон, определяющий условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями;
• законом 1887 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она составила 11,5 часов.
Назад | Содержание | Вперед |