4.1.1. Функции и содержание политической социализации

  Наряду с политическими элитами, партиями и движениями субъектом политики является личность — исходный, первичный политический субъект, поскольку именно из личностей состоят классы, нации, партии, политические элиты и т. п.
  Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе взаимодействия с обществом, группами, индивидами.
  Сегодня заметно растет интерес к политике, к участию в разнообразных формах политической деятельности. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них отношения к политическим целям и ценностям данного общества.
  Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Индивиды не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом и культурой, они приобретают их на протяжении всей жизни. Процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнить политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.
  Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов, когда стали наблюдаться и множиться примеры проявления недовольства молодым поколением Западной Европы и США. Молодежные бунты 60-х годов обратили внимание на проблемы социализации в Западном мире. США, Италия, Франция и некоторые другие государства потрясли выступление молодежи. Эти выступления были названы конфликтом поколений. Затем последовали негритянские и другие расовые волнения 70-х годов, а также массовые антивоенные, экологические и феминистские движения 80-х годов.
  Нарушения в механизме передачи политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, которые игнорировались политическими институтами.
  Западное общество в 60-х годах вступило в постиндустриальную стадию, повлекшую за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностной групп поколения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения Западных стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: возможность свободной самореализации личности, благоприятная среда обитания, гармония человека и природы, солидарность. Формируются субкультуры, которые отвергают традиционные и материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур появляются общественные движения, стремящиеся заявить о своих требованиях.
  Наиболее ярким примером может служить движение хиппи в 60-х годах в США, которое представляло собой разновидность богемной контркультуры. Его участники — дети преуспевающих бизнесменов, политиков, юристов — жестко критиковали социальный порядок за неспособность создать условия для свободной самореализации личности, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека.
  Содержание и этапы политической социализации.
  В процессе политической социализации взаимодействуют личность и политическая система, и это взаимодействие обусловливается влиянием различных факторов — политических и социальных институтов (государства, партии, церкви, школы, работы, семьи и т. д.)
  На уровне общества, классов, наций на личность влияют такие факторы, как тип государственного устройства, политический режим, СМИ, экономическая ситуация в обществе, материальное положение личности и др.
  Но политическая система влияет не только на условия существования личности, но и на ее социально-психологическое состояние. На социально-психологическом уровне политическая система через просвещение и политическое манипулирование способна внушать страх, повиновение власти или культивировать идеалы и ценности свободной личности, верховенства закона и т. д.
  Наконец, на индивидуальном уровне вхождение человека в политику определяют его личностные мотивы, потребности, ценностные ориентации и установки.
  Политическая социализация развивается как непрерывный процесс. Выделяются два качественно отличных типа социализации — первичная и вторичная, соответствующие двум этапам, не совпадающих по времени. Первичная социализация характеризует процесс политического просвещения детей и юношества. Вторичная социализация проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.
  Наиболее распространенная в политологии версия политической социализации изложена американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в теории «политической поддержки». Они рассматривают социализацию как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни: в детстве, юношестве, зрелом возрасте. Политическая система воздействует на личность с целью создания у нее положительной установки на эту систему.
  Многие ученые в различных странах стали исследовать проблемы социализации. Наибольшую известность и реакцию получило совместное исследование американских политологов Д. Истона и Дж. Денниса: «Дети и политическая система». При написании работы были опрошены более 12 тыс. американских школьников с целью определения их отношения к таким атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственному флагу и гимну. Это позволило выявить четыре периода (стадии) социализации, охватывающие возраст от 3 до 13 лет.
  1. Политизация — период, в течение которого у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.
  2. Персонализация — период, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры — президента, полицейского.
  3. Идеализация — период, в рамках которого ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.
  4. Институциализация — период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институтциональному, т. е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и др.).
  Американская версия политической социализации, по замыслу ее создателей, претендовала на универсальность, всеобщность, возможность использования во всех демократических обществах. Однако результаты исследования, проведенные в европейских странах по методике Д. Истона и Дж. Денниса, показывают, что процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в каждом конкретном обществе специфичен и обусловлен особенностями культурной среды, множеством факторов, в том числе случайных.
  Так, исследование механизмов политической социализации французских школьников, проведенное политологом А. Першероном, показали ряд особенностей. Во-первых, наиболее значимы для американских детей стадии политического развития — персонализация и идеализация — не имеют такого значения для французских школьников, для которых гораздо более важна институциализация, т. е. восприятие власти как абстрактных и далеких от них институтов, обладающих значительным влиянием. Это связано с особенностями французского общества, которое отличается корпоративностью и культурно-религиозной неоднородностью. В таком обществе политическая социализация индивида осуществляется путем формирования ориентации на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не политической системы в целом. Во-вторых, сложность создания психологической положительной установки у индивида (ребенка особенно) на власть обусловлена особенностями французской политической культуры. Во Франции политическое и гражданское общество четко разделены, и их отношения оформлены наличием правового государства. Обезличенный характер правил обеспечивает независимость существующих социальных и этнических групп, их защищенность от произвола властей. В основе отношений власти и гражданского общества здесь лежит стремление общества обезопасить себя от традиционного слепого и бюрократического государства.

Назад Содержание Вперед