§ 3.3.5. Информационная теория эмоций
Проанализируем информационную теорию эмоций П. В. Симонова, освещенную исследователем в одноименной статье «Информационная теория эмоций» (хрестоматия). Автор указывает, что его подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. Информационная теория эмоций не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским, системным по своему характеру, подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Автор отмечает, что в трудах Павлова можно найти указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами, поскольку физиологическое неотделимо от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д. Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.
На основании опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, динамический стереотип. Павлов полагал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства. Эту идею рассогласования заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним, пишет П. В. Симонов, мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций.
Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, автор и сам в 1964 г. приходит к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
П. В. Симонов предлагает в самом общем виде правило возникновения эмоций представлять в виде следующей структурной формулы:
Э= f [ П, (Ин - Ис)],
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин —Ис)— оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
• индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т.п.;
• фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
• качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию и т.д.
Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения. При этом под информацией автор понимает отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т.п. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительных эмоции.
Назад | Содержание | Вперед |