2.1. Представление древних философов о душе
История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, перваночально зародилась в недрах философии. Все древние древние философы связывали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновидения, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду с телом существует еще оболочка, которая может отделяться от него и существовать самостоятельно. Эту оболочку он называл “душой”. Душа в отличие от тела является бессмертной. После смерти душа отправляется в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, является источником жизни. Когда она покидает тело, а потом возвращается, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Таким образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни, было материалистическим.
В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали придерживаться материалистических представлений о душе и развивать их, другие придерживались иной точки зрения, пологая, что душа не материальное, а идеальное явление.
Большое влияние на развитие материалистических представлений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур (V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предметы и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неделимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и разума, является оживотворяющим началом тела. Она управляет всеми функциями организма и состоит из очень легких и подвижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атомы души приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира. Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир человека, представители материалистического понимания души объяснить не могли.
Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Платон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем, что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учениками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа. Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях, которые были написаны в форме диалогов с Сократом.
Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пытались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека появляются представления и понятия о мире, как возникают моральные взгляды и почему они разные у людей.
Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ и Платон полагали, что человек и весь окружающий его мир, являются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда представлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов, которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, должна управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа, в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бессмертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают противоречия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями. Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удовлетворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, совершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и жестокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, наделенный божественной душой и разумом, должен заботиться о познании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда его душа будет достойна бессмертия.
Слушатели и ученики Сократа нередко спрашивали у него: «Может ли он доказать, что душа бессмертна». Он отвечал, что может. Доказывал Сократ бессмертие души путем логических рассуждений и умозаключений, которые он делал вместе со слушателями. Он спрашивал: «Согласны ли Вы, что человек имеет тело и душу, что душа одухотворяет тело и является источником жизни, что без души тело становится мертвым? Согласны ли Вы, что смерть отрицает жизнь, а жизнь отрицает смерть? Но жизнь, которая отрицает смерть, является вечной т. е. бессмертием. Согласны ли Вы, что человеку свойственны три состояния: жизнь, смерть и бессмертие? Что же у человека может быть бессмертным: тело или душа? Тело, как всем известно, живет и умирает. Значит бессмертной у человека может быть только душа».
Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возникают моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни? На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредоточение абстрактной сущности вещей. Есть идеи добра и зла вообще, добродетели и справедливости вообще и т. д. Каждый предмет или явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей, который возможен только в том случае, если душа полностью освобождается от власти тела.
Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, обличая несправедливость властей, недостойный образ жизни именитых людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание. Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отправиться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот, он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни, к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков тела и приобретет полую свободу и бессмертие.
Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмертную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Сократ он не оставил никаких письменных произведений. Все его проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий, не укради, не лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д.
Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой частью христианской религии, вошли в историю философии и психологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные положения учений И. Христа, Сократа, Платона и других философов и просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне человеческого общества, не приобщенный к общественному сознанию, не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которыми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а также свои мысли, взгляды и убеждения.
Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в развитие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по существу, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о душе носили не только теологический, но и естественно-научный характер. Хотя он отрицал понимание души как материального вещества, но в то же время считал, что душа и тело едины.
Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он писал, “энтелехией” тела, его оживотворяющей силой. Функция души заключается в ее способности обеспечивать различные виды деятельности. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жизнедеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чувствующая движущая. У человека душа - разумная.
Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна познавать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, происходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например, на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ошущений остаются следы, на основе которых возникают представления, как вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на органы чувств. Представления связываются между собой на основе сходства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохранения и применения их в практической деятельности. Поведение и практическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными условиями формирования характера человека. Справедливость, как черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он будет совершать справедливые действия.
Представления древних философов о душе и ее связи с телом заложили фундамент для развития психологических взглядов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться только к человеку, который способен, в отличие от животных, разумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики человека.
В средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души познавать свои состояния, независимо от показания органов чувств.
Назад | Содержание | Вперед |