2.1. Психика как субстанция и психика как субстрат
Этимологически слово «психика» (по-гречески «psyche» - душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями. Таким образом, это субъективное избирательное отражение объективного мира, и оно. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, и зависит от субъективных особенностей человека. Психика - это «субъективный образ объективного мира».
Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям, «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» - здесь мы слышим движение. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и прочим.
В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат?
Единственное, что можно пока здесь заметить, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Но, возможно, психика имеет и собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики - это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы.
Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, а его источником является внешний мир. Хотя психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне человека, во внешнем пространстве и мире.
Характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов. Теория психофизиологического параллелизма рассматривает психическое и физиологическое как два ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга, т.е. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества напротив утверждает, что психические процессы, по сути, есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через функциональные многоуровневые системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека.
Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка (феномен Маугли) ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется.
Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются прижизненно в процессе усвоения индивидом культуры, созданной предшествующими поколениями. Следовательно, психика человека включает по меньшей мере 3 составляющие: внешний мир, природу, ее отражение - полноценная деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей :
• оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
• сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
• психическое отражение углубляется и совершенствуется;
• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
• преломляется через индивидуальность человека;
• носит опережающий характер.
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К.К.Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых нет психики, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды: звук, запах и т.п., которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действием души. Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими взглядами первобытных народов. В представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Дух и душа представляют собой орган тела, они телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов.
Вместе с тем с помощью данных, которыми располагали тогда представители материализма, нельзя было объяснить, откуда берется свойственное человеку абстрактное логическое мышление, как складываются нравственные качества личности, чем обусловлена способность человека производить выбор и подчинять своей воле тело и т. д.
Таблица 2. Развитие психики у животных проходит ряд этапов
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
Третья стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Назад | Содержание | Вперед |