1. Империя Гуптов

  В Древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия». Оно означало «индская страна», или «страна на Инде».
  Огромные размеры страны, многообразные различия физико-географических, климатических, природных условий, необычайная разнородность состава индийского населения и другие факторы были причиной того, что политическое единство не было характерным для средневековой Индии. Во все века этот громадный полуконтинент был разделен на многочисленные княжества. Время от времени они попадали под господство могущественных правителей или династий и включались в их обширные политические объединения. Когда вследствие внутренней слабости или вторжения извне, или того и другого вместе, такие империи распадались, Индия снова становилась политически разобщенной.
  В индийской истории переход от древности к Средневековью отмечает эпоха Гуптов (IV—VI вв.). О происхождении династии Гуптов известно очень мало. Согласно эпиграфическим данным, основателем династии был человек по имени Гупта. Вероятно, он был правителем небольшого княжества. Его преемник сын Гхатоткача уже носил титул махараджи. Подлинным же основателем державы стал сын Гхатоткачи, Чандрагупта I. Видимо, с его коронации начинается отсчет гуптской эры, по которой датировались документы во многих государствах Северной Индии.
  Чандрагупта I принял новый титул — махараджадхираджа (букв. «великий царь, царь царей») и присоединил к своим владениям новые территории. В течение своего кратковременного господства он укрепил власть и престиж династии (320 — около 330 гг.).
  Сын Чандрагупты I Самудрагупта вошел в историю как великий завоеватель (335—380 гг.). К концу его царствования империя включала почти всю Северную Индию и обширную территорию, простирающуюся на юг, по меньшей мере, вплоть до нынешнего Мадраса.
  При Самудрагупте империя Гуптов стала одной из крупнейших на Востоке. Центром ее была Магадха. Расширилось влияние империи, тесные связи были установлены со многими государствами.
  При Самудрагупте складывается настоящий культ царя как живого божества. Формируется круг идей, призванных оправдать сильную единоличную власть.
  В 380 г. трон перешел к его сыну, Чандрагупте II, который правил до 415 г. При Чандрагупте II государство достигло максимальных пределов, простираясь от Аравийского моря до Бенгальского залива. С его царствованием совпадает период расцвета империи. Чандрагупта II принял титул Викрамадитья («Солнце величия»).
  Материалы нумизматики позволяют говорить о денежной реформе при Чандрагупте II. Его предшественники выпускали только золотые монеты, он же ввел в обращение также серебряные и медные.
  Фигура Чандрагупты II — одна из самых популярных в индийской традиции. Традиция связывает с периодом его правления творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. В современной науке период Чандрагупты II часто называется «золотым веком Гуптов».
  Далее правили Кумарагупта I (415—435 гг.) и Скандагуп- та (435—467 гг.). Последним могущественным правителем этой династии был Будхагупта, умерший, вероятно, около 500 г. Имеются эпиграфические указания на нескольких правителей Гупта в VI в., но точные сведения о них отсутствуют.
  Гупта можно считать последними крупными, именно индусскими, правителями империи.
  Система управления при Гуптах в целом принципиально не отличалась от эпохи Маурьев. Вместе с тем усилился деспотический характер власти главы государства. Все местные правители именуются его «слугами», а их земли рассматриваются в качестве «кормления», полученного за службу.
  Однако империя Гупта отнюдь не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю, — далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Несмотря на создание большой державы, характерной чертой периода является бурный рост местной аристократии. Сохранялись и различные формы самоуправления — деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения и т. д.
  Основу социального уклада индийской деревни IV—VI вв. составляла соседская община. Отношения земледельцев с ремесленниками складывались в особую систему взаимообеспе- чения джаджмани, тесно связанную с оформлением кастового строя. Касты имели местный характер, создавали организационную структуру общины, гарантировали ее устойчивость и консерватизм.
  В эпоху Гуптов продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Увеличивается число пожалований частным лицам.
  Гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, особенно земледелия. Высокого уровня развития достигли ремесленное производство и торговля.
  Первые века нашей эры были временем массового распространения в Индии буддизма и джайнизма. Однако они так и не смогли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые мы объединяем под названием индуизм.
  Политическое единство и хорошее управление способствовали материальному процветанию, а оно, в свою очередь, отразилось на развитии литературы, науки и искусства. В Индии в эпоху Гупта завершилось складывание древнеиндийской культуры. Окончательно вырабатывается классический санскрит.
  В начале нашей эры первые крупные государства стали появляться и в Южной Индии — Чолов, Пандья, Керала. С IV в. среди других государств заметно выделялась держава Палла- вов. К этому времени значительно сократился разрыв в уровнях развития между Севером и Югом Индии.
  В ранний период царствования Скандагупты на западную часть империи напали гуны, известные как эфталиты или «белые гуны». Они явились одной из причин, способствовавших падению империи Гупта и образованию на ее развалинах многочисленных мелких государств. Наступил длительный период раздробленности.
  В V—VII вв. на территории Индии отмечено около 50 государств, существующих рядом друг с другом или сменяющих друг друга. Даже возникавшие время от времени крупные государственные образования были, по существу, конфедерациями мелких княжеств.

Назад Содержание Вперед