4.2.1. Политическая культура: содержание и типология

  С момента своего возникновения политика имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникавшие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определялись существующей политической культурой общества.
  Поэтому главное содержание политической культуры — нормативно-ценностная система, которой придерживается большинство населения. Эта ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов.

  Впервые термин «политическая культура» использовал в XIX в. немецкий просветитель И. Гердер. Политическая культура — понятие многозначное и многогранное. Ее можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, кото-рые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она заключает в себе не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Совокупность норм, ценностей, идеалов, символов, традиций обеспечивает интеграцию общества вокруг общепризнанных целей, способствует гражданскому согласию и стабильности.
  Трудно представить себе политическую культуру США без такой политической ценности как патриотизм, который проявляется к первой в истории человечества Конституции, американскому флагу.
  Политическая жизнь японцев и их поведение осуществляются на основе следования их национальным обычаям, среди которых выделяется персональная лояльность личности к руководителю правительства, партии, фирмы и т. д. В качестве общенациональных символов, способствующих политической стабильности, выступают институт монархии, высокая степень согласия политических сил относительно базовых ценностей, законопослушность и лояльность граждан по отношению к власти.
  Британская политическая культура отличается своеобразным набором ценностей, которые разделяют англичане: милосердие правительства, индивидуальная свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, децентрализация власти, благосостояние и т. д.
  Концепцию политической культуры разработал американский политолог Г. Алмонд, который включал в ее содержание три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обусловливающие реакцию индивида — чувства симпатии или антипатии, влечение или отвращение, восхищение или презрение; 3) ценности, верования, идеалы, идеологии. По мнению Алмонда, эти компоненты ориентируют людей на политические действия. Многие другие разделяют точку зрения Алмонда на то, что политическая культура есть психологический феномен.
  Типы политической культуры.
  В зависимости от преобладания того или иного вида ориентации (верования, знания, идеалы и т. п.) Г. Алмонд и С. Верба выделили три идеальных «чистых» типа политической культуры: патриархальный, подданнический и культуру участия.
  Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности: ценности клана, племени, рода, и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
  Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.
  Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую систему, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций, прессы.
  Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются. Политическая культура той или иной страны содержит элементы различных типов. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.
  Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры ее — активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Американские ученые выделили следующие черты культуры гражданственности:
  1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства и глубокое осознание этого факта;
  2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;
  3) чувство гордости за политические институты своей нации;
  4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
  5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
  6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
  7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;
  8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из граждан;
  9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;
  10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
  Кроме классификации Г. Алмонда и С. Вербы, которая широко распространена, есть и другие типологии политической культуры. Политическая культура рассматривается по таким основаниям:
  1. В зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).
  2. В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (где господствует тенденция к единству в представлениях граждан о своей политической системе, низкий уровень конфликтности и политического насилия, преобладание юридических процедур в регулировании конфликтов, развитие системы социальной защиты, многочисленный средний класс) и фрагментарная (отсутствие соглашения граждан относительно политического устройства общества, расхождения в вопросах понимания власти, социальная разобщенность, отсутствие доверия между различными группами, высокая степень социальной напряженности и конфликтности, нестабильность правительства, насилие как главный метод осуществления государственной власти).
  3. В зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (ориентированная только на традиции) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).
  4. В зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура.
  5. В зависимости от стилей поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельности граждан) и этатистская (где государство главенствует в организации политической жизни и определяет условия политического участия индивида).
  6. В зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая.
  7. В зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная.
  8. В зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную культуру власти, неизменность конкретной системы политических отношений и норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).
  9. В зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели.

Назад Содержание Вперед