7.1.1. Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был введен группой персонологов в начале 1960-х годов.
Гуманистическое направление возникает как протест на однобокое рассмотрение человека как 1) нечто управляемое бессознательными импульсами и инстинктами, влечениями; или 2) как производное нашего поведения, которое формируется под воздействием влияния окружающей среды и представляет человека как продукт некой манипуляции его поведением посредством стимулов. Гуманистическое направление - это альтернатива рассмотрения человека как послушную и пассивную жертву окружающей среды и его влечений.
Гуманистическая психология зарождалась как психология третьей силы.
Это третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Гуманистическое направление уходит корнями в экзистенциальную философию - Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр. С её позиций человек рассматривается как уникальное существо с уникальным человеческим опытом, сам ответственный за придание своей жизни смысла и сам ответственный за свои действия.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в- мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма». Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего- то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования, Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому- либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективна. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическая или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминает нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».
Итак, сторонники гуманистического направления движения придерживаются определенных фундаментальных принципов на природу человека:
1. люди - мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия;
2. человек постоянно находится в процессе становления и развития;
3. люди ответственны за направление и содержание собственной жизни, человек и его жизнь - это его выборы;
4. бытие отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, является уникальным;
5. для изучения человека основное значение имеет феномен субъективного опыта (субъективной реальности) личности.
Гуманистическое направление в теории личности рассматривает личность как изначально, имеющую свой мощный позитивный потенциал для роста, развития, самосовершенствования, творчества.
Главный предмет гуманистического направления в психологии - это личность и её уникальность, возможность её непрерывного развития, актуализация всех потенциальных возможностей личности.
Основные тезисы гуманистического направления:
1. человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию;
2. сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, развития, самосовершенствования, творчества.
С точки зрения гуманистической психологии личность постоянно находится в процессе становления, т.е. роста. Люди постоянно совершают выборы, в которых они свободны, и потому они ответственны за свою судьбу и за то, что они собой представляют.
Основными представителями гуманистического направления являются А.Маслоу, К. Роджерс.
Назад | Содержание | Вперед |