Старение населения и пенсионное обеспечение в России
Бахметова Г.Ш.
(Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)
1. Старение населения развивается во всех странах мира и является глобальным процессом, который проявляется не только в увеличении удельного веса, но и абсолютной численности лиц пожилого и преклонного возраста. Эти изменения возрастной структуры населения обусловили появление многих социальных и экономических проблем, острота которых в разных странах зависит от уровня их развития.
2. На интенсивность и особенности развития процесса старения влияет динамика рождаемости, смертности и внешней миграции населения страны.
Старение населения России характеризуется существенными особенностями по сравнению с Западноевропейскими странами. Проведенный анализ демографической ситуации, а также результаты выполненных нами на базе данных за 1997 г. перспективных расчетов возрастно-половой структуры населения России на период до 2047 года являются тому подтверждением.
3. К началу 1997 года в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация, характеризующаяся чрезвычайно низким уровнем рождаемости и, в отличие от Европейских стран, высоким уровнем смертности. В 1996 г. общий коэффициент рождаемости (CFR) составлял 8,9%о, общий коэффициент смертности (CDR) 14,2%о и коэффициент естественного прироста (PIR) был отрицательным - 5,3%. Коэффициент младенческой смертности (IMR) составлял 17,4%. Суммарный коэффицент рождаемости (TFR) был равен 1,281 ребенка (на одну женщину) и ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ELB) составляла для мужчин 59,75 лет, для женщин - 72,49 лет (1).
4. Наши вычисления, основанные на гипотезе сохранения этого уровня рождаемости и смертности на весь прогнозный период показывают, что при снижении рождаемости действительно наблюдается увеличение удельного веса пожилых и старых людей. Это увеличение происходит одновременно со снижением удельного веса детей и подростков в общей численности населения. Вместе с тем сохранение высокой смертности в течение длительного периода сдерживает развитие процесса старения населения. Если в 1996 г. удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения страны составлял 12,3% (2), то в 2046 г., т.е. через 50 лет этот показатель по нашим оценкам составит примерно 12%, что существенно меньше соответствующих показателей по Европейским странам (3).
5. Наиболее «болезненная» социальная проблема, связанная с изменениями в возрастной структуре и процессом интенсивного старения населения - это пенсионное обеспечение.
Принцип организации пенсионного обеспечения всегда остается единым - пенсионный фонд создается за счет определенного процента выплат от суммы заработной платы тех людей, которые в данное время являются активными и работают в различных сферах производства. Современные пенсионеры в свое время обеспечивали пенсионные выплаты предыдущему поколению лиц пожилого возраста.
Поскольку суммы выплачиваемых пенсий различаются в зависимости от среднего уровня зарплаты работника, занятого в той или иной сфере, постольку наиболее справедливым вариантом создания пенсионного фонда является его разгруппирование по этим сферам. Следует создавать отдельные фонды для выплаты пенсий тем, кто был занят в органах государственной администрации, в армии, кто работал в промышленности, сельском хозяйстве, в торговле и пр.
6. Остро стоит проблема соотношения численности работающих (занятых) и пенсионеров, т.е. сколько лиц пенсионного возраста приходится на одного работающего (занятого) или же наоборот - сколько работающих (занятых) приходится на одного пенсионера. Это соотношение также необходимо исчислять по отдельным отраслям (или группам отраслей).
В Росии по нашим расчетам численность занятого населения в возрасте 15-59 лет, приходящаяся на одного пенсионера в возрасте 60 лет и старше составила по переписи 1989 г. 3,3, а по переписи 2002 г. - только 2,2. Это соотношение различается также по полу, для городской и сельской местности (4).
7. Еще одна проблема - это формирование фонда, достаточного для выплаты пенсий, обеспечивающих людям средний прожиточный минимум. Сам расчет будущего пенсионного фонда не представляет собой никаких методических трудностей. Необходимо располагать наиболее достоверной перспективной динамикой возрастно-половой структуры населения и если результаты таких перспективных исчислений имеются, то будущий пенсионный фонд может быть определен как средний размер пенсии, умноженный на число пенсионеров по данным перспективной оценки их численности. Однако теперь уже ясно, что в России ни современный, ни будущий пенсионные фонды недостаточны для обеспечения прожиточного уровня пожилого населения.
8. Причинами этому служат два важнейших фактора:
а) В результате высокой повозрастной смертности в России численность населения в активном, трудоспособном возрасте постоянно сокращается. В 1989 г. численность мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 15-54 года составила 83746 тыс. чел., а в 2002 г. - 43440 тыс. чел., т.е. сократилась на 40306 тыс. чел. Одновременно сократилась также численность лиц пенсионного возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), но на меньшую величину - с 27196 тыс. чел. до 6946 тыс. чел., т. е. на 20250 тыс. чел.(4). Учитывая, что аналогичная тенденция сохранится на перспективу можно предположить, что в будущем, во-первых, уменьшиться соотношение численности активного населения, приходящегося на одного пенсионера, а, во-вторых, будущий пенсионный фонд, формируемый за счет отчислений от доходов сокращающейся численности активного населения, будет уменьшаться. Уже одно это предполагает необходимость повышения процентных отчислений от доходов занятого населения в перспективе.
б) Следует учитывать также, что многие современные частные фирмы, предприятия и кампании указывают в финансовых документах заведомо заниженную заработную плату своих сотрудников, доплачивая им недостающие суммы « в конвертах». Это означает, что современные отчисления в Пенсионный фонд гораздо ниже того, что должно было быть на самом деле, а пенсионеры недополучают причитающиеся им суммы, «проедаемые» в настоящее время их «детьми».
9. Если по каким-либо причинам размеры пенсионного фонда недостаточны для выплаты пенсий, то государство должно в этом случае доплачивать пенсионерам недостающие суммы. Именно такая система доплат действует в настоящее время в Москве, когда городская мэрия доплачивает московским пенсионерам некоторую сумму к их пенсиям. Вопрос заключается только в том, из каких фондов производятся эти доплаты и из каких фондов они должны производиться.
Особую проблему может представить в перспективе выплата пенсий тем людям, которые приезжают на работу в Россию, в частности, в Москву из стран - бывших республик СССР. Никто пока не задумался над тем, из каких пенсионных фондов эти люди будут получать пенсию и будут ли они ее вообще получать.
Библиографические сноски
(1) Демографический ежегодник России. 2002. М., Госкомстат России, 2002, с. 55, 94 и 105.
(2) Демографический ежегодник России. 1996. М., Госкомстат России, 1996, с. 37.
(3) Damon Julien, La population mondiale en 2050. Les projection demographiques des Nations unies a long terme// Futuribles. Analyse et prospective, sptembre, No300, 2004, pp. (51-66).
(4) http://www.perepis2002.ru
Назад | Содержание | Вперед |