5.9.5. ТЕАТР И КИНО
В послереволюционные годы внимание в основном уделялось пропагандистским функциям театрального и киноискусства. Ряд режиссеров (К. Марджанов, Н. Петров, Н. Охлопков) занимались постановкой театрализованных праздников с участием тысяч людей. Кино рассматривалось, прежде всего, как «орудие коммунистической пропаганды». На национализированных кинопредприятиях была введена цензура. Главным видом киноискусства стали хроникальные фильмы. В кино работали режиссеры Д. Вертов, Л. Кулешов. Ряд актеров (И. Мозжухин, М. Чехов) покинули Советскую Россию. Первым звуковым советским фильмом стала картина «Путевка в жизнь» (1931). Классикой советского кино стали фильмы «Чапаев» (режиссеры Г. и С. Васильевы), картины А. Довженко, Г. Козинцева, М. Ромма. Огромную популярность у массового зрителя имели артисты эстрады В. Козин, Л. Утесов.
Крупным событиями театральной жизни стали создание театра Е. Вахтангова, постановки В. Мейерхольда, спектакли МХАТа «Бронепоезд 14-69» (автор Вс. Иванов) и «Дни Турбиных» (автор М. Булгаков). В 30-е гг. запрещаются пьесы М. Булгакова «Багровый остров», «Мольер». В 1940 г. был расстрелян В. Мейерхольд.
В 20-3 0-е гг. были созданы музыкальные произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, песни И. Дунаевского. В 1936 г. по указанию Сталина была запрещена опера Шостаковича «Екатерина Измайлова».
В целом происходила реальная формализация и упрощение художественной культуры. Руководство страны решало, что из произведений искусства нужно и полезно народу. Поэтому процесс развития культуры был крайне противоречив. Впервые миллионы людей познакомились с творчеством Пушкина, Гете, Шекспира. Общество получило книги М. Шолохова, А. Гайдара, А. Макаренко, К. Паустовского, К. Чуковского, стихи Б. Пастернака. Но одновременно подвергалось гонениям творчество М. Булгакова, С. Есенина, А. Платонова, живопись К. Малевича и П. Филонова, разрушались памятники архитектуры, искажалась история страны.
Назад | Содержание | Вперед |