17.3. Интеграции и дифференциации субъектов в группе
Знание процессов интеграции и дифференциации, происходящих в группе, имеет большое практическое значение, так как от этого зависит существование самой группы, результаты её деятельности и характер межличностных отношений, которые возникают между её членами. Особенно большое влияние на жизнедеятельность группы оказывает сплоченность её членов в одну дружно действующую команду, для которой характерно наличие единства целей и действий.
Для того, чтобы происходил процесс интеграции субъектов в сплоченную группу необходима не только совместная физическая активность, но и психологическая близость, возникшая на основе чувств симпатии и взаимного тяготения в силу совпадения нравственных ценностей и установок. Отсюда интеграция - это процесс объединения субъектов в сплоченную группу под влиянием взаимного притяжения, возникшего на основе чувств симпатии и совпадения нравственных ценностей и установок.
Одним из психологических факторов, обеспечивающих интеграцию субъектов в сплоченную группу, является психологическая совместимость. В основе психологической совместимости лежит не только совпадение социально-психологических характеристик, но и психофизиологическое сходство индивидов. Причем, в одном случае интеграция группы зависит от психофизиологической совместимости, а в другом случае - от социально-психологической. Это связано как с характером деятельности, так и с психическими свойствами и с профессиональной подготовкой субъектов. Так, если они занимаются умственным трудом, то их интеграция в сплоченную группу возможна только при одинаковом уровне умственного развития и при наличии соответствующей профессиональной компетентности.
В педагогических коллективах сплоченность зависит, кроме этого, от наличия у педагогов высоконравственных психических свойств личности. В трудовых группах интеграция зависит прежде всего от психофизиологической совместимости индивидов, совершающих совместно сложные производственные операции на одном и том же месте. Есть и такие виды групп, гдетребуется как психофизиологическая, так и социально-психологическая совместимость (спорт, авиация, космонавтика и др.)
Большое значение психологическая совместимость имеет и для интеграции бытовых групп. Семейная жизнь, как известно, невозможна без психологической совместимости супружеской пары. В этой групповой диаде взаимоотношения должны иметь гармонический характер. Конечно, лучше всего, чтобы эти отношения были идеальными или, по крайней мере, согласованными. Между супругами должна быть, прежде всего, психологическая близость, основанная на совпадении духовных, культурных и нравственных ценностей. Если этого нет, то хотя бы проявлялось взаимное уважение и согласие при решении основных жизненных и бытовых вопросов. В противном случае между супругами начинают возникать конфликты, которые часто приводят к распаду семьи.
Кроме психологической совместимости большое влияние на уровень интеграции группы оказывает психологический климат. Психологический климат - это общее психическое состояние всех членов группы, обусловленное особенностями ее жизнедеятельности, проявляющееся в виде общих переживаний, отношений, установок, мнений, мыслей, желаний и стремлений. На формирование психологического климата оказывают влияние три фактора: социально-экономический, организационный и психологический.
Социально-экономический фактор связан с особенностями общественно-экономического устройства страны, уровнем развития производства, культуры и духовной жизни общества, которые определяют духовный облик и благогосостояние народа, его надежды и чаяния. От этого фактора во многом зависит психологический климат в групповых объединениях. Он может быть положительным, если люди видят, что все делается для блага народа, и отрицательным, если наблюдается спад производства, безработица, развал экономики, беззаконие, коррупция, разгул преступности.
Не менее важное влияние на психологический климат оказывает организационный фактор, который определяет социальную структуру группы, распределение функций между её членами, общую организацию групповой деятельности, систему управления и контроля, наличие технических средств, санитарно-гигиенические условия, в которых находится группа.
Если деятельность группы четко организована и созданы нормальные условия для выполнения своих функций всеми членами группы, если система управления и контроля обеспечивает высокие результаты, а состояние оборудования и санитарногигиенические условия являются нормальными, то психологический климат в группе создается благоприятный и оказывает положительное влияние на психическое состояние каждого члена группы. Если же организация групповой деятельности налажена кое-как, обязанности между членами группы распределены неправильно, управление и контроль направлены только да выявление недостатков и наказание виновных, если руководство не заботится о создании нормальных условий для труда и отдыха, то это вызывает недовольство, разлад между руководителями и подчиненными и создает атмосферу напряжения в деловых и межличностных отношениях. Все это, безусловно, способствует возникновению отрицательного климата в группе, который оказывает негативное влияние на психику и поведение индивидов в группе. Группа становится неустойчивой, из нее уходят старые члены, появляются новые, сменяются руководители, падает трудовая дисциплина, начинается развал и неразбериха.
Существенное влияние на психологический климат в группе оказывает также третий фактор - психологический, который связан с характером взаимоотношений между членами группы. В каждой неформальной группе существует несколько неформальных микрогрупп, между которыми могут быть гармоничные, противоречивые или конфликтные отношения. Если между этими микрогруппами существуют гармоничные отношения, проявляющиеся в форме дружбы, товарищества, взаимного уважения, и доверия, то это способствует появлению в группе благоприятного психологического климата. Если же между ними существуют противоречивые или конфликтные отношения, то возникает недоверие, подозрительность, недоброжелательность, завистливость, озлобленность, что приводит к ссорам, взаимным оскорблениям и другим подобного рода явлениям. Естественно, такие взаимоотношения вызывают нездоровый психологический климат и отрицательно влияют на состояние всей группы.
В высоко развитой группе в коллективе на интеграцию и сплоченность, как отмечает А. В. Петровский, оказывает влияние такое явление как ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам, имеющий наибольшее значение для группы. Ценностно-ориентированное единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравственному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстетических потребностей.
Наряду с интеграцией в группах происходит процесс дифференциации. Этот процесс является таким же необходимым как и интеграция, так как группы то возникают, то распадаются в зависимости от сложившихся внешних и внутренних обстоятельств.
Дифференциация - это процесс расслоения группы на более мелкие объединения в соответствии со штатным расписанием официальной структуры группы, а также в результате образования неофициальных микрогрупп, возникших на основе межличностных взаимоотношений между индивидами. Расслоение формальной группы заложено в её официальной структуре, которая предусматривает наличие более мелких образований и должностное положение каждого индивида в их составе. Наряду с этим в группе происходит неофициальное расслоение на микрогруппы, которые возникают в результате проявления чувств симпатии между одними членами группы и антипатии к другим ее членам.
Изучение процессов интеграции и дифференциации в группах осуществляется посредством метода социометрии, который, как уже указывалось, дает возможность установить место каждого субъекта в неофициальной структуре и выявить психологические механизмы объединения индивидов в микрогруппы.
Другой способ изучения этих процессов, который широко применяется в психологии, называется методом гемеостата. Гемеостат - это прибор, которым одновременно управляют несколько человек. Это дает возможность изучить проявление процессов интеграции и дифференциации, имеющих место в группе, которая подвергается испытанию. Задача членов группы заключается в том, чтобы совместными действиями установить стрелку прибора в заданном положении. Эту задачу можно решить только в том случае, если каждый член группы согласует свои действия с действиями остальных её членов. Если члены группы стремятся к интеграции, то есть к объединению своих усилий для решения задачи, то это им удается сделать. Если же в группе преобладает дифференциация, то каждый действует самостоятельно, не считаясь с действиями других, и поставленная задача не может быть решена.
Назад | Содержание | Вперед |