4.1. Виды и особенности способностей
Когда мы пытаемся объяснить, почему люди, обстоятельствами жизни поставленные в абсолютно или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Это же понятие мы используем тогда, когда объясняем причины быстрого усвоения знаний и приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других.
Способности (англ. capacities) - такие индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определённым видом деятельности и обусловливают успешность её выполнения1; от них зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но сами они к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Способность - это всегда способность к чему-то. Важной её особенностью является то, что способность может быть обнаружена только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этой способности. Различные виды деятельности предъявляют разные требования к психологическим качествам человека. Так, для деятельности писателя важно наличие у человека богатого воображения, развитой образной памяти, наблюдательности, «чувства языка», высоко развитых эстетических чувств, глубокого интереса к психологии людей и т.п., но не важно, например, умеет ли он обобщать математический материал. Совокупность различных психологических качеств, необходимых в силу особенностей конкретной деятельности, и представляет собой способность к этой деятельности. Этими «качествами» могут быть и психические процессы (в целом или только некоторые их свойства, виды, компоненты, операции и т.п.), и психические состояния, и те или иные составляющие личностных свойств.
Рассмотрение вопроса о физиологической основе способностей требует учёта двух аспектов.
Во-первых, физиологической основой многих способностей являются задатки - наследственно обусловленные морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.
Необходимо подчеркнуть, что способность - не прямая функция наследственности, она не приобретается человеком в готовом виде, а представляет собой свойство личности, которое формируется в жизни и деятельности. Задатки являются только предпосылками для развития способностей. Например, врождённым задатком человека может быть чрезвычайно высокая чувствительность обонятельного анализатора. Но строением мозга не предусмотрено, как человек распорядится этим задатком, захочет ли он развивать соответствующую способность, станет ли заниматься таким видом деятельности (парфюмера и т.п.), в котором будет востребовано его обоняние.
На основе врождённых задатков могут развиваться разные способности. В этом отношении задатки могут быть более или менее «специализированными». Так, обеспечивающие тонкий слух свойства периферического и центрального отделов слухового анализатора являются задатками для развития только некоторых специальных способностей (музыкальных и т.п.).
Высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй - словесной, одна их которых может относительно преобладать над другой. Люди с преобладающей первой сигнальной системой относятся к так называемому «художественному типу», для которого характерна яркость образов восприятия, эмоций и т.п. Им легче освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости воображения (живописца, скульптора, музыканта, актёра и т.д.). Люди с преобладающей второй сигнальной системой относятся к «мыслительному типу», для которого характерно преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Им легче освоить деятельность, связанную с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и т.п. (математика, физика, философа, переводчика и др.) . Таким образом, данные особенности высшей нервной деятельности являются задатками, на основе которых может развиваться множество разных способностей.
Тип нервной системы также является своеобразным задатком к развитию ряда различных способностей. Например, различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся в двигательной сфере, могут в разной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.
Во-вторых, в процессе развития способностей у человека формируются так называемые «функциональные органы» - анатомо-физио- логические структуры, включающие в себя как части тела, так и отделы центральной нервной системы, которые работают как единое целое и обеспечивают выполнение психических функций, входящих в состав данных способностей. Функциональный орган складывается из элементов, которые имеются у человека с рождения, однако связи между этими элементами не являются врождёнными - они формируются и закрепляются по мере развития способностей.
У разных людей функциональные органы по своему устройству неодинаковы: они зависят от задатков, которые имеются у этих людей, и поэтому индивидуально своеобразны. Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими. Так, известны примеры людей, сумевших, несмотря на наличие врождённых либо приобретённых дефектов органов чувств или движения, развить либо восстановить свои способности и добиться выдающихся успехов.
Виды способностей. Существует несколько способов классификации способностей человека:
1) по вкладу биологических и социальных факторов в их развитие выделяют природно обусловленные и социально обусловленные способности. Природно обусловленными называют способности, для развития которых необходимы врождённые задатки. Так, если у ребёнка, которому с рождения суждено обладать высоким ростом, обнаруживаются хорошие задатки к развитию точных координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, например, связанных с игрой в баскетбол, чем тот, кто подобных задатков не имеет. Социально обусловленными называют способности, формирование и развитие которых мало зависит от имеющихся у человека врождённых задатков. К ним относятся организаторские, коммуникативные способности и др.;
2) по широте сфер применения выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые влияют на успешность выполнения человеком множества различных видов деятельности. Они имеются практически у всех людей, различаясь лишь по уровню развития. К числу общих относят умственные способности (связанные с познавательными психическими процессами, в первую очередь - с мышлением), двигательные способности (тонкость и точность ручных движений и др.), а также способности, связанные с общением и взаимодействием с людьми (нормальное психическое развитие человека было бы невозможно без владения речью как средством общения, без правильного восприятия и оценки поступков людей, взаимодействия и налаживания взаимоотношений с ними и т.д.).
Специальными называют способности, при наличии которых человек может успешно справляться с отдельными специфическими видами деятельности. Специальные способности составляют большую часть человеческих способностей. К ним относят художественнотворческие, математические, лингвистические, технические, конструкторские, педагогические, медицинские, музыкальные, литературные, спортивные и многие другие способности.
Как правило, специальные способности имеют сложную структуру, в которую может входить и целый ряд т.н. «частных» способностей. В этой структуре некоторые психологические качества являются ведущими, тогда как другие - вспомогательными. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами являются такт, наблюдательность, любовь к ученикам, высокая требовательность к ним, стремление к передаче знаний, организаторские способности, а вспомогательными - артистичность, ораторские способности и др. Каждая специальная способность имеет свой особенный путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно специфично стоит вопрос о роли врождённых задатков как предпосылок развития.
Общие и специальные способности нельзя противопоставлять: они сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга;
3) по направленности на определённый тип деятельности выделяют теоретические и практические способности. Теоретическими называют способности, которые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практическими - к конкретным практическим действиям. Как правило, человеку свойственны либо теоретические, либо практические способности, они редко сочетаются друг с другом;
4) по направленности на определённый тип объектов выделяют предметные и коммуникативные способности. Предметными называют способности, которые обеспечивают успешность выполнения человеком разных видов деятельности, связанных с неодушевлёнными объектами - материальными предметами, знаковыми системами и символами, идеальными объектами (теориями, логическими конструктами и т.п.). Коммуникативными называют способности, которые обеспечивают успешность человека в общении и взаимодействии с людьми (ораторские, организаторские и др.);
5) по продуктивности выделяют учебные и творческие способности. Учебными называют способности, которые обеспечивают успешность усвоения человеком совокупности знаний, накопленных предыдущими поколениями. Творческими называют способности, которые определяют возможность открытий и изобретений, создания человеком новых предметов материальной и духовной культуры;
6) по степени реализованности выделяют актуальные и потенциальные способности. Актуальными способности называют тогда, когда человек вовлечён в конкретную деятельность, где именно эти способности востребованы, где они проявляются, реализуются и развиваются. Потенциальными называют способности, которые только могли бы актуализироваться - в случае изменения текущих условий и вовлечения человека в деятельность, где эти способности оказались бы востребованы.
Разные способности человека могут влиять друг на друга, что влечёт за собой изменения, качественные преобразования каждой из них.
Выделяют следующие признаки наличия у человека способностей к какому-либо виду деятельности:
1) высокий темп обучения соответствующей деятельности. Чтобы способность проявилась (а она может проявиться только в соответствующей деятельности), даже самые способные в музыкальном отношении дети должны сначала научиться петь или узнавать мелодии, даже самые способные к рисованию - научиться рисовать и т.д. Особенность способных детей заключается именно в том, что процесс этого научения происходит у них очень быстро и легко. Другими словами, от способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения человеком знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определённой деятельности.
Необходимо отметить, что, во-первых, это свидетельствует о том, что нельзя отождествлять способности со знаниями, умениями и навыками, хотя они и связаны теснейшим образом. Если ребёнок не владеет знаниями, умениями и навыками, это не означает, что у него нет способностей.
Во-вторых, важно учитывать, что когда ребёнком приобретаются знания, умения и навыки, они усиливают и качественно преобразуют его способность, а в этом и заключается её развитие . Например, по мере того как ребёнок в ходе занятий осваивает нотную грамоту (знания), научается соотносить чтение нотной тетради с соответствующими движениями своих рук, ног и т.д. (умения), играть на музыкальном инструменте (навыки), у него развиваются музыкальные способности (к исполнению музыки, сочинению композиций и т.д.).
В-третьих, это подчёркивает влияние условий на развитие способностей. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности ребёнка являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут ли они приобретены, зависит от множества условий: от того, будут ли окружающие люди (в семье, школе и т.д.) заинтересованы в том, чтобы ребёнок овладел этими знаниями и умениями, от того, как его будут обучать и т.д.
В-четвёртых, это означает, что диагностика способностей путём однократного тестирования, скорее всего, даст неверные результаты. Для достоверного вывода о способностях необходимо выявление динамики успехов ребёнка в процессе обучения. Для этого нужно дважды проводить исследование: первый раз выясняя, как ребёнок решает задачу самостоятельно, а второй - как он её решает с помощью взрослого. Если он может при помощи взрослого легко освоить приём решения задачи, с которой не справлялся самостоятельно, значит, у него есть соответствующая способность;
2) широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях;
3) энергетическая экономность выполнения деятельности. Различные виды деятельности (например, учебной, трудовой) выполняют разные люди - и обладающие соответствующими ей способностями, и не обладающие ими. Для того чтобы добиться требуемого уровня эффективности (учебной успеваемости, производительности труда) не имеющий способностей к данной деятельности человек вынужден посвящать больше времени учёбе или работе, обращаться за помощью к окружающим и т.д., т.е. прилагать значительно больше усилий, чем тот, кто такими способностями обладает;
4) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности, проявляющееся в том, что человек применяет нетипичные (нешаблонные, не такие, как у всех) алгоритмы, приёмы и способы работы - без ущерба для эффективности деятельности;
5) ярко выраженное стремление заниматься этой деятельностью, иногда вопреки обстоятельствам. Пробуждение способностей ребёнка к определённой деятельности тесно связано с возникновением интереса к ней. А если интерес становится устойчивым, он, как правило, перерастает в склонность к этой деятельности . Ребёнка при этом «тянет» к занятиям той деятельностью, к которой он способен, поэтому он может часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь.
Назад | Содержание | Вперед |