4.3.1. Понятие и функции идеологии
Одной из важнейших категорий политической нации является категория «политическое сознание». Под ней понимается система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Политическое сознание выполняет определенные функции, имеет свою специфику и свои уровни, связанные с глубиной отражения действительности. Обычно выделяют два уровня общественного сознания — идеологический и психологический.
Утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие их интересы, называются идеологией. Система утверждений и предпочтений социальной группы (класса, нации и т. д.) или отдельной личности представляет собой способ понимания и интерпретации действительности, идеальной формой выражения их притязаний на социальные блага, статусы и роли. Наделяя определенным смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики.
Термин «идеология» («наука об идеях») ввел в научный обиход французский исследователь А. Дестют Де Траси в конце XVIII в. Он (термин) выражал предпочтения определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно изменилось. В результате его содержание оказалось размытым, а востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции.
Однако в середине XX в. Д. Белл заявил о «конце идеологий», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологии» был пущен в оборот как реакция на развернувшееся в 60-х годах студенческое движение. На первый взгляд кажется, что идеологизация общественных отношений вызвана к жизни усиливавшимся прагматизмом, заметным многообразием социальных интересов, существующим без значительных элементов их идеологического оформления, обоснования.
Когда-то идеологии были созданы для выражения и защиты интересов социальных групп и классов, претендовавших на власть или отстаивавших властные привилегии. Правящие классы использовали идеологии для манипулирования массовым сознанием. Сегодня уровень информированности населения заметно вырос и потребность в идеологии вроде бы отпала. Однако, как показывает практика, именно отсутствие политической идеологии, способной разумно обосновать общенациональные, объединительные цели и идеалы, не позволяет достаточно прочно интегрировать все слои российского общества вокруг идеи реформы.
Свойства идеологии и ее функции.
Политические идеологии появились в эпоху Просвещения, выдвинувшей идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно сформулированных самими людьми целей преобразования и ожиданий предполагаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе.
Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Исходя из того, что политические идеологии включают такие ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры, можно выделить следующие их функции:
1. Ориентировочная. Она выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
2. Мобилизационная. Предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию.
3. Интегративная. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором.
4. Амортизационная. Будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации.
5. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы, постольку они призваны сформулировать и предъявить их другим группам.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания (например, политической психологии): 1) претензии на тотальную значимость (или глобальность) и 2) нормативности. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация фактов окружающей действительности требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.
Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения.
Выделяются три уровня реализации политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политической, актуализированный.
Назад | Содержание | Вперед |