Методики расчета интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала
Кадомцева В.А.
(НИИ труда и социального страхования, Москва)
Важнейшим условием повышения конкурентоспособности страны и роста благосостояния населения в условиях глобализации и формирования экономики, основанной на знаниях, является усиление инновационных процессов в экономике. Приоритетными целями экономической и социальной политики становится улучшение условий функционирования бизнеса, стимулирование развития промышленности с учетом нововведений; инвестиции в будущее посредством развития знаний, реформирования систем образования и получения практического опыта на рабочем месте; развитие сферы услуг в связи с усилением роли человеческого фактора; повышение готовности страны адаптироваться к глобальным вызовам. Вопрос конкурентоспособности в области инновационных технологий является одним из ключевых при разработке целей экономической политики. Европейской Комиссией при разработке «Инновационной стратегии» было выработано 17 критериев, с точки зрения которых анализировалась ситуация в области инноваций. Индикаторы были разделены на 4 группы: человеческие ресурсы (5 показателей): количество ученых и инженеров, завершивших образование в возрасте 20- 29 лет; население, обладающее высшим образованием; население, участвующее в образовании в течение жизни; экономически активное население, занятое в технологичных и высокотехнологичных производствах; экономически активное население, занятое в сфере высокотехнологичных услуг; создание новых знаний (4): общественные расходы на НИОКР; расходы бизнеса на НИОКР; регистрация патентов на высокие технологии в Европейском патентном Бюро (EPO); регистрация патентов на высокие технологии в Американском патентном Бюро (USPTO); применение новых знаний (3): инновации в области домашнего хозяйства; инновации в области кооперации; расходы на инновации; финансирование инноваций: высокотехнологичный венчурный капитал; возрастание нового капитала; продажи «новых для рынка» товаров; доступ домашних хозяйств к интернету; информационные и коммуникационные технологии рынков; добавленная стоимость за счет новых технологий в производстве. Перечисленные показатели анализировались отдельно, но при разработке конкретных мер, направленных на повышение конкурентоспособности страны, необходима комплексная оценка взаимозависимых показателей. Таким комплексным показателем можно считать интеллектуальный капитал нации, который позволит экономикам не только успешно расти и развиваться, но и конкурировать на мировых рынках.
Для оценки интеллектуального капитала страны или региона необходимо определить показатели, которые бы позволили оценить «неосязаемое» богатство страны. Впервые термин «интеллектуальный потенциал» был употреблен в 1962 г. Махлупом и использовался для того, чтобы подчеркнуть важность общих знаний для роста и развития. В 1993 г. концепция интеллектуального капитала используется в работе Дракера при анализе пост капиталистического общества. Дракер отметил становление общества, в котором доминируют знания и конкурентная борьба ведется за интеллектуальный капитал. В конце девяностых годов была проведена оценка интеллектуального капитала Швеции и Израиля, в 2004 г. по инициативе ООН сделана попытка рассчитать индекс интеллектуального капитала в Арабском регионе. Методической основой проведенного исследования была концепция Эдвисона и Малона.
Национальное благосостояние подразделяется на финансовое благосостояние и интеллектуальный капитал, а интеллектуальный капитал состоит из человеческого и структурного капитала, который в свою очередь подразделяется на рыночный и организационный капитал, распадающийся на две составляющие: возобновляемый капитал и процессный капитал. Индекс интеллектуального капитала - композитный индекс, состоящий из четырех индексов: индекс человеческого капитала, индекс процессного капитала, индекс рыночного капитала и индекс возобновляемого капитала.
Человеческий капитал - «знания, образование и способность индивидов реализовывать национальные цели и задачи», определяется интеллектуальным богатством населения (знание фактов, законов, принципов, обладание специфическими знаниями по определенным вопросам, умение работать совместно, коммуникационные навыки) (Доклад ОЭСР, 2001). Индекс национального человеческого капитала рассчитывался на основе семи показателей: уровень грамотности; количество высших учебных заведений на душу населения; процент учителей начальной ступени образования, отвечающих квалификационным требованиям; доля студентов высших учебных заведений в населении; количество выпускников высших учебных заведений; процент женщин выпускников; процент мужчин выпускников. Показателям были присвоены соответствующие веса, максимальный вес 30% имел показатель грамотности.
Процессный капитал - это знания общества, заключенные в системе технологий, информации, коммуникаций и представленные программным и техническим обеспечением, базами данных, организационной структурой, которые оказывают влияние на развитие человеческого капитала. Развитие информационного общества приводит к тому, что инновации распространяются во всех сферах жизнедеятельности человека посредством науки, общения, компьютерных технологий. Они начинают оказывать решающую роль в процессе экономического роста, в этой связи возникает вопрос об источниках финансирования данных процессов.
Индекс национального процессного капитала рассчитывался как интегральный индекс, включающий следующие показатели: наличие телефонной связи на душу населения, количество персональных компьютеров на душу населения, интернет хосты на душу населения, пользователи интернетом на душу населения, количество мобильных телефонов на душу населения, радиоприемники на душу населения, телевизоры на душу населения, получение газет на душу населения. Наибольшим весом обладал показатель доступа к телефонной связи (20%), так как во многих случаях данный показатель является источником возможности пользования Интернетом.
Рыночный капитал - это интеллектуальный капитал, заключенный в национальных внутренних взаимоотношениях. Он отражает возможности и способность страны обеспечить потребности иностранных клиентов и конкурировать по данной позиции с другими странами. Привлечение инвестиций и новых технологий в страну во многом определяется выбором торговой политики и политикой лицензирования зарубежных технологий. Привлечение в страну и отток из страны квалифицированных специалистов также определяется состоянием рыночного капитала страны. Национальный индекс рыночного капитала рассчитывался на основе трех показателей: экспорт высоких технологий в процентах к ВВП, количество патентов, принятых Американским патентным Бюро (USPTO) на душу населения, количество встреч (конференций, конвенций), проводимых в данной стране. Последний показатель имел наибольший вес - 40%.
Возобновляемый капитал (ВК)- это будущее национальное богатство страны, включает активность страны в области инвестиций, развитии конкурентных преимуществ. ВК определяет устойчивость экономического роста страны в будущем. Индекс ВК рассчитывался на основе семи показателей: импорт книг в % ВВП, импорт периодических изданий в % ВВП, доля расходов на науку и исследования в ВВП, количество исследователей на государственном уровне, количество исследователей на университетском уровне, доля расходов на высшее образование в общественном финансировании образования. Наибольший вес - 30% имел показатель расходов на науку и исследования в ВВП.
Интеллектуальный капитал позволяет оценить интеллектуальное богатство страны или региона. Для оценки динамики интеллектуального потенциала страны, дифференциации между странами, входящими в интеграционные объединения используется индекс «интеллектуального потенциала» (ИИП), который рассчитывается как композитный индекс.
По каждому показателю определяется наихудшее (minAi) и наилучшее (maxAi) значение, где Ai - значение рассматриваемого показателя в I-ом регионе (стране) и рассчитывается индекс: I = |АСЦ — min Ai | /| max Ai — min Ai |. Индексы рассчитываются по пяти показателям: средняя продолжительность обучения (при расчете интеллектуального потенциала стран ЕС был использован показатель ожидаемой продолжительности обучения, рассчитываемый с 1998г. и отражающий среднее ожидаемое количество лет обучения в течение жизни индивида); численность студентов в расчете на 10000 человек; доля затрат на образование в ВВП, удельный вес занятых в сфере науки и научного обслуживания в общей численности экономически активного населения; доля расходов на науку из государственного бюджета и других источников в ВВП. Сведение этих индексов в единый коэффициент интеллектуального потенциала предполагает экспертную оценку пороговых значений, а также присвоение весов каждому индексу. Если считать, что все показатели, входящие в ИИП имеют одинаковую значимость, то для оценки места региона в группе можно рассчитать место региона по каждому показателю и вывести среднее арифметическое из пяти рангов.
Расчет показателя интеллектуального потенциала для регионов России представляет значительный интерес. Для расчета ИИП для регионов России использовались три показателя: средняя продолжительность обучения занятых в регионе, численность студентов в расчете на 10000 человек и удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности экономически активного населения, так как получить информацию о финансировании региональной науки и высшего образования затруднено. Расчет показателя «средняя продолжительность обучения одного занятого» был осуществлен следующим образом: каждой группе занятых по уровню образования присваивались веса, соответствующие количеству лет обучения и рассчитывалась общая продолжительность образования как сумма произведений средней продолжительности обучения и доли занятых, входящих в данную группу и делилась на количество занятых.
Развитие интеллектуального потенциала, адекватного требованиям общества, основанного на знаниях, является важнейшим условием экономического роста и фактором глобальной конкурентоспособности национальных экономик.
Назад | Содержание | Вперед |