§ 5. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации
В ст. 79 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривается право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации. Пенсия устанавливается дифференцирование для различных категорий лиц, работающих в гражданской авиации. Право на пенсию за выслугу лет имеют лица в связи с работой:
- в летном составе;
- в летно-испытательном составе;
- по управлению воздушным движением;
- в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.
Лицам, работающим в летном и летно-испытательном составе, пенсия за выслугу лет устанавливается независимо от возраста при выслуге лет у мужчин не менее 25 лет, у женщин — не менее 20 лет.
При оставлении летной работы по состоянию здоровья пенсия за выслугу лет устанавливается мужчинам при выслуге лет не менее 20 лет и женщинам — не менее 15 лет. Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. В соответствии с указанным Списком право на пенсию за выслугу лет имеют следующие работники летного состава:
1) члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов;
2) летно-инструкторский состав;
3) командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата;
4) парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютных десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее Юм.
Порядок исчисления выслуги лет работникам летного состава гражданской авиации регулируется Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.
Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава зависит от вида летательного аппарата (самолет, вертолет) и характера выполняемых летных работ (поисково-спасательные работы, авиахимические работы и др.), а также занимаемой должности. Например, каждые 20 ч налета на самолетах считаются за один месяц выслуги, каждые 12 ч налета на вертолетах в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка и др.) — за один месяц выслуги; один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях — за полтора года выслуги; один год работы в должностях летного состава учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного и высшего пилотажа — за два года выслуги.
В выслугу лет работникам летного состава засчитываются время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летноиспытательного состава; время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам.
Право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в летно-испытатель-ном составе гражданской авиации имеют работники, непосредственно занятые в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают. Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летноиспытательного состава, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, устанавливаются непосредственно круг лиц, имеющих право на пенсию, а также порядок исчисления выслуги лет работникам летно-испытательного состава. Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники; летчики (пилоты)-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики- испытатели, бортэлектрики-ис-пытатели, бортрадисты-испытатели, парашютисты- испытатели;
б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний); инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований:
в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испыта-тельными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).
При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летноиспытательного состава считается:
- один год работы в летном составе, непосредственно выполняющем испытательные полеты, — за два года выслуги при условии проведения в течение данного года летных испытаний;
- один год в должностях инженерно-технического состава, совершающего полеты по испытаниям при налете в год 120 ч и более, — за два года, от 50 до 120 ч — за полтора года, менее 50 ч — за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах.
Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т. д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.
При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов данный год в выслугу лет не засчитывается. В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности налета часов.
В выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается:
- время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации — в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации;
- время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации — в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (за период работы начиная с 1992 г.);
- время работы в должностях летно-испытательного состава иностранных фирм — в порядке, установленном настоящим Положением, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (за период работы начиная с 1992т.);
- время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам-испытателям, штурманам-испытателям), независимо от этого условия — по фактической продолжительности, а в Школе летчиков-испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А. В. Федотова — в двойном размере при условии участия в испытательных полетах;
- время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, — продолжительностью, установленной законодательством.
Другим работникам гражданской авиации для назначения пенсии за выслугу лет, кроме специального трудового стажа, необходимо достижение определенного возраста, а также наличие общего трудового стажа установленной продолжительности. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается:
- мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;
- женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.
В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.
Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. К ним относятся:
- авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований;
- мастера всех наименований;
- инженеры всех наименований;
- начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме лиц, занятых на указанных работах во вне-аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольноиспытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организаций, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
В выслугу лет работникам инженерно-технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации.
Пенсии за выслугу лет всем перечисленным категориям работников гражданской авиации устанавливаются в размере 55% при выслуге, равной требуемой, и увеличиваются на 1% за каждый полный год выслуги сверх требуемой.
Пенсии работникам летно-испытательного состава при выслуге 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин назначаются в размере 55% заработка и за каждый год сверх требуемой выслуги — по 1% заработка, а летчикам (пилотам)-ис-пытателям, штурманам- испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее 2/3 необходимой выслуги лет приходится на проведение испытаний опытных летательных аппаратов или парашютно-десантной техники на предприятиях и в организациях, конструирующих, производящих и испытывающих авиационную, аэрокосмическую, воздухоплавательную и парашютно-десантную технику, — по 3% заработка.
Размер пенсии, исчисленный в указанном порядке, летчикам-испытателям 1- го класса повышается на 10%.
Во всех случаях максимальный размер пенсии не может превышать 75% заработка. При этом ограничения, установленные ст. 86 Закона (максимальный размер пенсии), не применяются.
Пенсия работникам летно-испытательного состава при выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин — от 15 до 20 лет уменьшается на 2% заработка на каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.
К пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации начисляется надбавка, предусмотренная п. « в» ст. 21 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» участникам Великой Отечественной войны, не получающим две пенсии. Надбавка участникам Великой Отечественной войны устанавливается в следующих размерах:
а) достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп — двух минимальных пенсий по старости;
б) остальным участникам Великой Отечественной войны—одной минимальной пенсии по старости.
Минимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации — на уровне 3,5 минимального размера пенсии по старости.
Максимальный размер пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации) определяется на уровне размера 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой в соответствии со ст. 7 Закона.
Назначенная пенсия за выслугу лет выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.
Назад | Содержание | Вперед |