4.3.3. Политические идеологии в современной России
Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием политических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на ценностях коммунистической идеологии, сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные идеалы.
Крушение коммунистической идеологии как официальной государственной идеологии и основанного на ней политического режима резко качнуло спектр политических настроений населения вправо — к ценностям либерализма.
Однако в современном российском обществе практически не оказалось ни экономических (развитой конкурентный рынок), ни социальных (наличие многочисленного среднего класса), ни политических (в лице правового государства, гарантирующего права и свободы личности), ни историкопсихологических (отсутствие традиции суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для широкого распространения идеологии либерализма. Кроме того, не совсем удачный начальный этап реформ, в течение которого происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы индивидуализма происходила на фоне стремительного роста нищеты широких масс, падения уровня их жизни, нарастания имущественного неравенства. Поэтому население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности.
Некритическое перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую сферу создало предпосылки для активизации консервативных настроений в таких вариациях, как монархизм; дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшись в условиях "криминального рынка", снова востребовал ценности социальной защищенности, справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности. Идеологический маятник опять качнулся влево. Заметно возрастает влияние коммунистической идеологии. Одновременно усиливается влияние национально-патриотических движений, которые используют "русскую идею" (о своеобразии и избранности русской нации) в трактовке процветания России.
В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Он не отличается устойчивостью, поскольку о существовании носителей той или иной идеологии в обществе с достаточно значительным засильем маргинальных групп можно говорить условно. Маргиналы представляют собой людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли связи со своей прежней социальной средой, а в новую среду еще не вошли. Например, сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работу; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной. Маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить их материальные проблемы.
Однако, несмотря на это, процесс кристаллизации идеологических предпочтений в российском обществе характеризуется рядом особенностей. Во-первых, формируется биполярная идеологическая система с крайними полюсами "либерализм" (носителем которой выступает правящая элита, предприниматели) — "коммунизм". Причем с коммунистической идеологией блокируются национально-политические ориентации. Это взаимоисключающее сотрудничество обусловлено стремлением устранить правящий режим. Во-вторых, невостребованность центрических ориентаций в обществе. Отсутствие среднего класса делает малоперспективной в ближайшее время возможность преодоления биполярной идеологической системы. В-третьих, социальная база большинства идеологий за исключением левых ориентаций пока лишь формируется. Это является одной из причин того, почему политические партии не уделяют должного внимания идеологической работе среди населения, созданию программ, отличных от программ других партий.
Сегодня в оценке происходящего в российском обществе преобладают настроения, а не осознанные каждой личностью, группой интересы. Лишь процесс кристаллизации социальноэкономических интересов классов, слоев, групп объективно востребует необходимость их выражения в рациональной форме — в форме новой идеологии. Всякий раз идея посрамляла себя, если была оторвана от реального интереса. Как показали президентские выборы 1996 г., победа Б. Н. Ельцина во втором туре объясняется тем, что интересы материального благополучия населения в переходных обществах выше, чем верность идеологическим принципам.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества?
2. Каковы причины возникновения идеологии? Когда появились первые идеологии?
3. Какие функции выполняет идеология в обществе?
4. Что отличает идеологию от религии, пропаганды?
5. По каким признакам различаются политические идеологии?
6. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий.
7. Чем отличаются левые идеологии от правых?
8. Как представляют себе развитие общества центристы?
9. В чем причины появления фашизма?
10. В чем состоит специфика социал-демократической идеологии?
Словарь
1. Анархизм — политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
2. Идеология — система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем.
3. Коммунизм — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида.
4. Консерватизм — идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций.
5. Либерализм — политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и свобод личности по сравнению с интересами общества и государства.
6. Идеократия — власть идеи.
7. Национализм — политическая идеология, возводящая требования суверенитета конкретного этапа, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
8. Политическая психология — совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.
9. Позитивизм — направление в социологии, которое призывало относиться к социологии как точной науке, действующей по образцу естественных «позитивных» наук» — биологии, анатомии и др. По их мнению, «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений.
10. Политическое сознание — совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение человека к осуществляемой и желаемой политике.
11. Расизм — форма воинствующего национализма, делящего человеческие расы и нации на «полноценные и неполноценные», пропагандирующие использование террора, агрессии, войны.
12. Фашизм — политическое течение, проникнутое идеями господства одних людей над другими на основе насилия и всевластия государственной машины в обществе.
13. Эгалитаризм — направление общественно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей ценности равенство.
Назад | Содержание | Вперед |