§ 3. Содержание Принципов использования ядерных источников энергии в космическом пространстве
14 декабря 1992 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 были одобрены Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.
Необходимо отметить, что в преамбуле к своду принципов использования ЯИЭ в космическом пространстве говорится, что данный «свод принципов применяется к ядерным источникам энергии в космическом пространстве, предназначенным для выработки электрической энергии на борту космических объектов в целях, не связанных с питанием двигательной установки, характеристики которых в целом сопоставимы с характеристиками используемых систем и выполняемых полетов на момент принятия принципов».
Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, включают в себя 11 положений:
Первый принцип — применимость международного права. В нем прямо указывается, что деятельность, связанная с использованием ядерных источников энергии в космическом пространстве, осуществляется в соответствии с международным правом, включая, в частности, Устав ООН и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Второй принцип — использование терминов для целей настоящих Принципов (запускающее государство и ряд технических понятий).
Третий принцип обозначает руководящие принципы и критерии безопасности использования. В нем, в частности, констатируется, что для сведения к минимуму количества радиоактивного материала в космосе и связанных с этим рисков использование ядерных источников энергии в космическом пространстве ограничивается теми космическими полетами, которые не могут осуществляться разумным способом с использованием неядерных источников энергии.
Третий принцип состоит из трех специальных разделов.
Первый — общие цели в отношении радиационной защиты и ядерной безопасности. Главным элементом этой части является правило, что государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, прилагают усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей. Конструкция и использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должны с высокой степенью уверенности обеспечивать, при предвидимых нормальных или аварийных обстоятельствах опасность ниже приемлемых уровней, определенных в этом же третьем принципе.
В этой же части документа зафиксировано, что системы безопасности должны проектироваться, конструироваться и эксплуатироваться в соответствии с общим принципом глубокой защиты. Этот принцип означает наличие возможности устранить или нейтрализовать любые предвидимые отказы или неполадки в работе устройства, чреватые последствиями для безопасности, с помощью какой-либо операции или процедуры.
Принцип предусматривает возможность применения также и иных мер.
Отдельный раздел посвящен ядерным реакторам. Помимо обозначения видов полетов, где могут использоваться реакторы, дается их техническая характеристика. В качестве топлива в ядерных реакторах используется лишь высокообогащенный уран. В конструкции учитывается радиоактивный распад продуктов деления и активизации.
В этом принципе четко обозначено, что ядерные реакторы не выводятся на критический уровень до достижения ими эксплуатационной орбиты или до вывода на межплане- тарную траекторию. Особое внимание уделяется их безопасной эксплуатации.
В третьем разделе этого же принципа выделяется еще один источник получения энергии — радиоизотопные генераторы. Они могут использоваться для межпланетных полетов и других полетов за пределами гравитационного поля Земли. Предполагается их использование и на околоземной орбите, если после завершения рабочей части своего полета они хранятся на высокой орбите. В любом случае необходимо их окончательное удаление.
Радиоизотопные генераторы защищаются системой защитной оболочки, спроектированной и сконструированной таким образом, чтобы выдерживать тепловые и аэродинамические нагрузки во время возвращения в верхние слои атмосферы в предвидимых орбитальных условиях, в том числе при входе с высокоэллиптических орбит, если это имеет место. При ударе о землю система защитной оболочки и физическая форма изотопов гарантируют отсутствие выброса радиоактивного материала в окружающую среду, с тем, чтобы район падения можно было полностью дезактивировать.
Четвертый принцип всецело посвящен оценке безопасности и использования ядерных источников.
Запускающее государство обеспечивает проведение до запуска тщательной и всеобъемлющей оценки безопасности в сотрудничестве, когда это необходимо, с теми государствами, которые спроектировали, сконструировали или изготовили ядерный источник энергии, или будут эксплуатировать космический объект, или с территории, или установок которых будет осуществлен запуск такого объекта. Эта оценка охватывает также все задействованные системы, включая средства запуска, космическую платформу, ядерный источник энергии и его аппаратуру, а также системы управления и связи между Землей и космосом.
В этом принципе особо говорится о возможности получения интересующей информации по безопасности другими сторонами. Так, в соответствии со ст. XI Договора по космосу 1967 г., результаты такой оценки безопасности, а также, насколько это возможно, указание примерного срока, в течение которого предполагается произвести запуск, публикуются до каждого запуска. Генеральный секретарь ООН информируется о том, каким образом государства могут по возможности оперативно получить такие результаты оценки безопасности до каждого запуска.
Конкретные сроки и более детальные процедуры уведомления в данном принципе не приводятся.
Пятый принцип посвящен уведомлению о возвращении. Любое государство, запускающее космический объект с ядерными источниками энергии на борту, своевременно информирует заинтересованные государства в том случае, если на этом космическом объекте появляется неисправность и возникает опасность возвращения радиоактивных материалов на Землю. Эта информация представляется в соответствии со следующим форматом:
a) параметры системы:
i) название запускающего государства или государств, включая адрес органа, с которым можно связаться для получения дополнительной информации или помощи в случае аварии;
ii) международное обозначение;
iii) дата и территория или место запуска;
iv) информация, необходимая для наиболее точного прогнозирования времени нахождения на орбите, траектории и района падения;
v) общее назначение космического аппарата;
b) информация о радиологической опасности ядерного источника энергии:
i) тип ядерного источника энергии: радиоизотопный реактор;
ii) возможная физическая форма, количество и общие радиологические характеристики топлива и зараженных и/ или активированных компонентов, которые могут достигнуть Земли. Термин «топливо» обозначает ядерный материал, используемый в качестве источника тепла или энергии.
Эта информация также передается Генеральному секретарю ООН.
Информация в соответствии с приведенным форматом представляется запускающим государством, как только неисправность обнаружена. Она обновляется, насколько это практически возможно, и частота рассылки обновленной информации возрастает по мере приближения предполагаемого времени вхождения в плотные слои атмосферы Земли, с тем, чтобы международное сообщество было информировано о ситуации и располагало достаточным временем для планирования любых мероприятий на национальном уровне, которые могут представляться необходимыми в данной ситуации. Следует отметить, что обновленная информация передается также Генеральному секретарю ООН с той же частотой.
Шестой принцип посвящен вопросам консультаций и предусматривает, что государство, предоставляющее информацию в соответствии с пятым принципом, насколько это практически осуществимо, оперативно отвечает на просьбы других государств о предоставлении дополнительной информации или о проведении консультаций.
Седьмой принцип — помощь государствам.
После уведомления об ожидаемом возвращении в атмосферу Земли космического объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, и его компонентов, все государства, обладающие средствами слежения и контроля за космическими объектами, в духе международного сотрудничества сообщают Генеральному секретарю ООН и заинтересованному государству соответствующую информацию о неисправном космическом объекте с ядерным источником энергии на борту, которой они могут располагать, в возможно кратчайшие сроки, с тем, чтобы дать возможность государствам, которые могут оказаться затронутыми, оценить ситуацию и принять любые меры предосторожности, представляющиеся необходимыми.
После возвращения в атмосферу Земли космического объекта, имеющего ядерный источник энергии на борту, и его компонентов:
1) запускающее государство незамедлительно предлагает и, по просьбе затронутого государства, незамедлительно предоставляет необходимую помощь по ликвидации фактических и возможных вредных последствий, включая помощь в определении места падения ядерного источника энергии на поверхность Земли, обнаружении вошедшего в атмосферу радиоактивного материала и проведении операций по поиску и расчистке;
2) помимо запускающего государства все государства, располагающие соответствующим техническим потенциалом, в пределах возможного оказывают, по просьбе затронутого государства, необходимую помощь.
Восьмой принцип регулирует вопрос об ответственности.
В этом принципе говорится, что в соответствии со ст. VI Договора по космосу 1967 г., государства несут международную ответственность за национальную деятельность, связанную с использованием ядерных источников энергии в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы такая национальная деятельность проводилась в соответствии с этим Договором и рекомендациями, содержащимися в принципах, касающихся использования ЯИЭ в космическом пространстве.
В случае деятельности в космическом пространстве, связанной с использованием ЯИЭ, международной организации ответственность за выполнение предписаний Договора по космосу и рекомендаций, содержащихся в принципах, несут, наряду с такой организацией, также и участвующие в ней государства.
Девятый принцип регулирует ответственность за ущерб и компенсацию.
В соответствии со ст. VII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и положениями Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, каждое государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, и каждое государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими космическими объектами или их составными частями. Настоящее положение в полной мере применяется к случаю, когда такой космический объект имеет ядерный источник энергии на борту. Когда два государства или более совместно проводят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб в соответствии со ст. V Конвенции об ответственности.
Компенсация, которую такие государства обязаны выплатить на основании Конвенции об ответственности за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен. Компенсация включает также возмещение должным образом обоснованных расходов на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке, включая расходы на помощь, полученную от третьих сторон.
Десятый принцип посвящен вопросам урегулирования споров. Он предусматривает, что любой спор, связанный с применением настоящих принципов, разрешается посредством переговоров или других установленных процедур мирного урегулирования споров в соответствии с Уставом ООН.
Одиннадцатый принцип касается вопросов рассмотрения и порядка их пересмотра. В соответствии с его положением, настоящие Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, вновь пересматриваются Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях не позднее чем через два года после их принятия.
Назад | Содержание | Вперед |