6.1. Виды и особенности мотивов
Мотив (от лат. moveo - двигаю) - побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребности; основание действия, поступка.
В общем виде механизмом формирования мотива является «встреча» потребности с её предметом: переживание потребности побуждает поисковую активность человека → поиск приводит к осознанию конкретного предмета, который может данную потребность удовлетворить → будучи «опредмеченной», потребность трансформируется в мотив деятельности.
Необходимо отметить, что деятельность человека имеет специфическое строение (рис. 29).
Рис. 29. Макроструктура деятельности
• деятельность - активность, направленная на удовлетворение потребности. Различают следующие виды деятельности:
- внешняя и внутренняя деятельность. Внешней (практической) называют деятельность, которая представляет собой систему внешне наблюдаемых движений и действий человека. Внутренней называют деятельность, осуществляемую «во внутреннем плане» - в форме психических процессов, в первую очередь - когнитивных (познавательных). Подчеркнём, что строение внешней и внутренней деятельности одинаково;
- особые виды деятельности - игра, учение, труд. Игрой называют деятельность, целью которой является получение отдыха. Учением называют деятельность, целью которой является приобретение определённых знаний, умений и навыков. Трудом называют деятельность, целью которой является производство какого-либо материального или идеального продукта.
В течение своей жизни человек выполняет множество различных деятельностей. Важно подчеркнуть следующее:
- во-первых, деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность - это деятельность, не лишённая мотива, а деятельность с субъективно и (или) объективно скрытым мотивом;
- во-вторых, любая деятельность полимотивирована. Например, мотивами подростка, занимающегося спортом, могут быть одновременно стремление к самосовершенствованию (улучшению телосложения, развитию волевых качеств и т.п.), стремление к самовыражению и самоутверждению, стремление получать новые впечатления от поездок по городам и странам и т.д. Однако среди нескольких мотивов деятельности, как правило, один является ведущим, тогда как другие - второстепенными;
• действие - отдельный поведенческий акт, направленный на достижение цели. Деятельность не существует иначе как в форме цепи действий, направленных на достижение промежуточных целей, но подчинённых общему мотиву. Так, деятельность спортсмена можно представить в виде цепи из множества действий: регулярных походов в спортзал, занятий под руководством тренера, дополнительных самостоятельных тренировок, поездок на места проведения соревнований, участия в соревнованиях и т.д.
Необходимо отметить следующее:
- цель - это осознанный образ будущего (предвосхищаемого) результата. Цели могут быть близкими или далёкими;
- деятельность человека, как и действие, направлена на определённую цель. Но цель деятельности, как правило, «далёкая» - настолько, что для её достижения необходимо последовательное достижение ряда более близких целей. Именно благодаря направленности на близкую цель действие представляет собой «отдельный», т.е. законченный, завершённый поведенческий акт;
- действия могут быть внешними (или предметными) и внутренними (или умственными - перцептивными, мнемическими, мыслительными и т.д.);
- действие состоит из компонентов - операций;
• операция - автоматизированный компонент действия, способ его выполнения, зависящий от условий наличной ситуации (внешней или мысленной).
Необходимо отметить следующее:
- в состав внешнего действия входят компоненты моторные (двигательные) - выполняют функцию исполнения, центральные (мыслительные) - выполняют функцию регуляции, сенсорные - выполняют функцию контроля. Все они автоматизированы, т.е. не осознаются или мало осознаются человеком;
- цель действия всегда дана человеку в конкретных условиях, которые определяют, из цепи каких именно компонентов будет состоять действие. Например, в зависимости от ряда обстоятельств спортсмен может добраться до спортзала пешком либо воспользоваться для этого общественным транспортом (автобусом, троллейбусом и т.п.), такси и т.д. Каждый из перечисленных вариантов предполагает свой специфический набор компонентов, из которых будет состоять действие, целью которого является прибытие в спортзал;
- операции формируются из действий путём их автоматизации. Если продолжить пример со спортсменом, то в раннем детстве ходьба для него являлась самостоятельным целенаправленным действием, а в подростковом возрасте она представляет собой уже только операцию, входящую в состав множества разнообразных его действий.
Мотивы выполняют следующие функции:
1) побуждающую - они вызывают и обусловливают активность человека. Данная функция связана с переживанием человеком по- требностного состояния: хотя напряжение возникает ещё до формирования мотива, оно не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность;
2) направляющую. Хотя потребность и мобилизует энергию, в направлении этой энергии по определённому «руслу» её роль ограничена. Именно мотив направляет энергию человека на конкретный объект (цель);
3) стимулирующую. То, что деятельность полимотивирована, означает, что её выполнение служит удовлетворению одновременно нескольких потребностей человека. При этом то, что один мотив деятельности выступает как ведущий, а остальные - как второстепенные, означает, что удовлетворение одной - наиболее сильной - потребности для человека более важно по сравнению с другими. Эти последние, однако, тоже обладают определённой силой. Именно на этом основана описываемая функция: второстепенные мотивы иначе называют «мотивами-стимулами», т.к. они дополнительно стимулируют человека к активности;
4) регулирующую. Мотив в целом оказывает влияние на то, как осуществляются деятельность и составляющие её действия: на постановку промежуточных целей, на выбор способов их достижения, на планирование последовательности действий, на характер и качество анализа условий их выполнения, на оценку их эффективности и т.д.;
5) отражательную. Данная функция связана с тем, что благодаря мотиву в сознании человека «отражаются» потребности и цели, средства и последствия их достижения и т.д.;
6) смыслообразующую. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости для человека какого-либо предмета, действия или события. Во-первых, как только происходит формирование мотива, субъективно значимым для человека становится тот конкретный объект (цель), на который направляется деятельность. Во-вторых, человек начинает «сквозь призму» мотива оценивать жизненные обстоятельства, конкретные условия, в которых находится, - они приобретают для него определённый смысл как благоприятствующие или препятствующие достижению цели. Напомним пример о разном личностный смысле одного и того же леса для художника, инженера, которому предстоит продолжить сквозь него шоссе, водителя, у которого кончился бензин в баке и т.д. В-третьих, мотив придаёт смысл действиям человека. Как уже отмечалось, действия направлены на достижение близких целей, которые выступают как промежуточные по отношению к общей цели деятельности. Именно мотив деятельности, которому подчинено каждое отдельное действие человека, позволяет ответить на вопросы - «для чего?» и «ради чего?» оно осуществляется, «каков его смысл?»;
7) объяснительную. Данная функция связана с тем, что при объяснении окружающим своего поведения человек указывает именно на мотивы, движущие им, лежащие в основе его действий и поступков;
8) защитную. Эту функцию выполняет уже не мотив, а мотивировка - рациональное объяснение человеком причин своего поведения путём указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие его к определённому действию (поступку). Мотивировка далеко не всегда совпадает с мотивом, действительно лежащим в основе действий человека .
Физиологическую основу мотивов составляет совместная деятельность подкорковых отделов и коры больших полушарий головного мозга.
Необходимо отметить, что для осуществления человеком действия создаётся сложно организованная психофизиологическая система, называемая «функциональной системой» (рис. 30).
Рис. 30. Схема функциональной системы
Нейроны, участвующие в формировании функциональной системы, расположены во всех структурах центральной нервной системы, на всех её уровнях. Формирование функциональной системы включает в себя несколько этапов.
Первый этап - афферентный синтез . Он заключается в синтезе в центральной нервной системе информации из разных источников. Во- первых, это данные об окружающей среде, получаемые посредством ощущений и интегрируемые в целостный образ с помощью восприятия (обстановочные афферентации). Во-вторых, это тот или иной уровень возбуждения, вызванный испытываемой человеком потребностью. В-третьих, это представления памяти, содержащие информацию, связанную с удовлетворением данной потребности. В-четвёртых, это «пусковой стимул» - такое воздействие из окружающей среды, которое важно для человека, стимулирует его к проявлению активности.
Второй этап - принятие решения. На этом этапе осуществляются постановка конкретной цели и выбор способа её достижения, в ходе которых учитываются испытываемая человеком потребность, егопрежний опыт, окружающая обстановка.
Третий этап - формирование программы действия. На этом этапе планируется последовательность компонентов действия, формируются эфферентные команды к различным исполнительным органам (например, рукам и ногам человека, которые будут выполнять действие).
Четвёртый этап - формирование акцептора результата действия. «Акцептор результата действия» представляет собой своеобразную нервную модель будущего (ожидаемого) результата действия, в которой учтены и спрогнозированы все его параметры.
Пятый этап. При наличии программы действия и акцептора результата действия начинается собственно исполнение действия. После его исполнения информация о параметрах реально полученного результата поступает к акцептору результата действия (обратная аф- ферентация). Если параметры реально достигнутого результата не соответствуют запланированным (ожидавшимся), то для исправления ошибки происходит корректировка действия, а если соответствуют - действие прекращается, и функциональная система перестаёт существовать.
Свойства мотивов. Мотивы характеризуются специфическими свойствами:
• силой, т.е. интенсивностью вызываемого ими возбуждения, которая определяется рядом факторов. Во-первых, силой потребности, на основе которой сформировался мотив. Во-вторых, интенсивностью эмоционального возбуждения («сопровождающего» формирование мотива и последующее выполнение деятельности), которая зависит от:
- значимости для человека конкретной потребности и достижения соответствующей цели (чем она выше, тем более сильны т.н. ведущие эмоциональные переживания );
- субъективной оценки вероятности достижения поставленной цели (основанной на анализе текущих условий и учёте собственных возможностей);
- личностных особенностей человека (самооценки, уровня притязаний, волевых черт);
- оценки эффективности выполняемых действий (влияющей на качество и силу т.н. производных эмоциональных переживаний).
Хотя мотив существует до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена, его сила на разных этапах осуществления деятельности может быть неодинаковой, в том числе:
- если у человека формируется намерение отсрочить действие, совершить его в будущем, то мотив трансформируется в целевую установку, «здесь и сейчас» лишённую силы;
- по мере приближения действия к своему завершению стремление человека к достижению цели может усиливаться. Эта закономерность названа «градиентом цели». Например, она проявляется у работающего человека в виде «конечного порыва» - резкого повышения его работоспособности, возникающего при приближении окончания работы (временного или содержательного «финиша»).
Как уже отмечалось, зависимость между силой мотива и эффективностью деятельности неоднозначна: только при увеличении силы мотива до оптимального - для конкретного человека - уровня эффективность возрастает, тогда как превышение этого уровня приводит к снижению эффективности деятельности. В последнем случае слишком сильное психическое напряжение обусловливает дезорганизующий эффект, который проявляется в нарушениях планирования и (или) исполнения человеком действий, контроля над ними;
• устойчивостью, т.е. продолжительностью времени, в течение которого мотивы существуют, выполняя свои функции. Это свойство мотива зависит прежде всего от устойчивости потребности, на основе которой он сформирован, и её положения в иерархии потребностей личности.
Мотивы характеризуются следующими особенностями:
1) в отличие от потребностей мотивы не могут быть врождёнными - они формируются и развиваются в процессе жизни человека;
2) в формировании мотива выделяют три стадии:
- первая - формирование «первичного» мотива. Необходимо отметить, что первой стадии предшествуют: возникновение потребности → возрастание её силы до определённого уровня → осознание её человеком как состояния нужды в чём-то (нужности, желанности чего- то). Собственно данная стадия включает в себя несколько последовательных процессов: актуализируется память → в сознании человека появляется обобщённый образ объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, т.е. обобщённая цель («неконкретная» - нужна еда, жидкость и т.д.) → мобилизованная потребностью энергия направляется на поиск конкретной цели;
- вторая - поисковая активность. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идёт о внутренней поисковой активности (происходящей во «внутреннем плане»). Она представляет собой совокупность нескольких процессов. Во-первых, человек «перебирает в уме» образы конкретных предметов (объектов), которые могут удовлетворить его потребность → учитывает способы и условия достижения каждой из этих потенциальных целей → учитывает свои возможности по их достижению (знания, умения, личностные особенности). Во-вторых, он оценивает субъективную значимость испытываемой им потребности и достижения соответствующей ей цели. В-третьих, он соотносит формирующийся мотив с системой уже существующих устойчивых мотивов (направленностью личности);
- третья - формирование конкретного мотива. На данной стадии осуществляется выбор предмета удовлетворения потребности (т.е. постановка конкретной цели деятельности) и пути достижения цели;
3) как известно, окружающие человека объекты способны побуждать его к определённым действиям: красивый ландшафт влечёт к прогулкам, игрушки «тянут» маленького ребёнка играть, а ступеньки лестницы - подниматься по ним и спускаться, пирожное и шоколад «хотят быть съеденными», стакан сока «просится быть выпитым» и т.д. Однако это не значит, что внешние предметы выступают в качестве мотивов: мотив - это внутреннее психическое образование.
Основу описанной закономерности составляет то, что внешний предмет может актуализировать потребность человека. Но так происходит не во всех случаях, а только тогда, когда воспринимаемый предмет имеет для человека определённый личностный смысл. Во- первых, воспринимаемый предмет может ассоциативно вызвать образ потребности, которая удовлетворяется с его помощью. Если человек испытывает данную потребность, но не осознаёт её, то благодаря описанному механизму восприятие предмета помогает её осознать. Во-вторых, воспринимаемый предмет из-за своих специфических качеств может привлечь внимание человека, вызвать его интерес, т.е. актуализировать его познавательную потребность. В-третьих, воспринимаемый предмет может представлять ценность для человека - тогда его поведение начинает регулироваться той или иной формой направленности личности;
4) человек не может действовать наперекор мотиву. Даже после так называемой «борьбы мотивов», иногда сложной и мучительной, человек действует под влиянием одного из них - того, который он выбрал, предпочёл другим;
5) деятельность «по долженствованию» является мотивированной. Живя в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружающих людей. То, что он в той или иной степени корректирует своё поведение в соответствии с этим влиянием, может определяться различными его мотивами - повышения социального статуса, аффилиации , достижения уважения со стороны других, избегания наказания и пр. Другими словами, это служит удовлетворению тех или иных потребностей человека.
Человек действует «по долженствованию» и тогда, когда окружающие люди не оказывают на него прямого воздействия (в форме просьб, указаний и т.п.), руководствуясь собственными убеждениями. При этом он способен многое принести в жертву, не удовлетворять разнообразные свои потребности, включая органические потребности и потребность в безопасности. Такое поведение тоже обусловлено потребностями, но только «высшего порядка» - связанными с разумом, нравственностью человека.
Некоторые действия «по долженствованию» в ходе воспитания человека сами становятся предметным содержанием его потребностей. Например, к таковым относятся привычки, связанные с соблюдением гигиенических правил и правил вежливости. Сначала действия, соответствующие данным правилам, выполняются человеком по принуждению извне, потом - по собственной воле (чтобы окружающие не посчитали его неаккуратным, грязнулей, невежливым, невоспитанным и т.д.). Постепенно их выполнение превращается в «норму» жизнедеятельности человека, становится необходимым для него;
6) не все мотивы осознаются человеком. Данная особенность кажется парадоксальной - ведь для того чтобы потребность была удовлетворена, она должна быть осознана, а цель представляет собой осознанный образ будущего результата. В связи с этим необходимо отметить несколько аспектов:
а) осознание «чего я хочу добиться?» означает осознание цели, «почему я этого хочу?» - потребности, а «для чего я это делаю?» - смысла конкретного действия в составе деятельности, обусловленного её мотивом.
Цель действия выступает перед человеком в виде чёткого образа, который занимает определённый объём внимания, кратковременной и оперативной памяти, т.к. именно для достижения этой цели в данный момент времени осуществляются разнообразные операции. Благодаря этой своей особенности цель действия как бы «заслоняет» многое в сознании человека, а именно:
- цель деятельности (она не находится в «фокусе» сознания, хранится в долговременной памяти);
- потребность (например, человек скорее скажет «я пошёл на кухню, потому что мне нужен сок», чем «потому что я испытываю жажду»);
- смысл действия и его основание - мотив. Человек во время выполнения далеко не каждого своего действия вопрошает себя: «Для чего, ради чего я это делаю?», «Что мною движет?». Смысл действия для него представлен, как правило, в виде переживания важности и «нужности» достижения цели. В свою очередь мотив в сознании часто представлен эмоциональными переживаниями, тоже связанными с целью действия. Например, её достижение вызывает у человека положительные эмоции, даже если потребность ещё далека от своего удовлетворения. Так происходит потому, что достижение цели действия «оценивается» исходя из мотива деятельности, лежащего в основе данного действия;
6) человек может не осознавать свои склонности, установки, другие формы направленности личности. Например, если спросить у оказавшего помощь прохожему человека: «Почему ты помог ему?», то он, скорее всего, укажет на обстоятельства: «Ему стало плохо», «Больше некому». На самом деле обстоятельства являлись лишь «пусковым стимулом», а «изнутри» поведение этого человека было обусловлено его убеждениями, нравственными чувствами.
Важно подчеркнуть, что, поскольку формирование каждого мотива включает в себя соотнесение его с направленностью личности, это может препятствовать полному его осознанию;
в) мотив может не осознаваться человеком в связи с использованием им того или иного механизма психологической защиты;
7) мотивы, как и потребности, образуют собой иерархию, т.е. упорядоченно располагаются по степени их важности для человека. В целом иерархия мотивов соответствует иерархии потребностей . На верхних её ступенях располагаются наиболее, а на нижних - наименее устойчивые и значимые для человека мотивы. Иерархия мотивов так же, как иерархия потребностей, является устойчивым психическим образованием, ярко характеризующим личность человека.
Виды мотивов. Существует несколько способов классификации мотивов:
1) по предметному содержанию лежащих в их основе потребностей выделяют биологические, материальные, социальные и др. мотивы;
2) по видам осуществляемой человеком активности выделяют мотивы общения, игры, учебной, профессиональной, спортивной, общественной деятельности и т.д.;
3) по степени осознанности выделяют осознаваемые и неосознаваемые мотивы;
4) по временным характеристикам выделяют кратковременные и устойчивые мотивы. Последние выступают как психические свойства, позволяющие достаточно чётко характеризовать личность человека.
Мотивация - внутренняя детерминация поведения и деятельности человека. Важно ещё раз подчеркнуть, что внешняя среда воздействует на человека физически, тогда как мотивация - психический процесс, в ходе которого - с учётом результатов «обработки» внешних воздействий - формируются внутренние побуждения к тому или иному виду активности.
Мотивацию рассматривают двояко:
1. Со структурных позиций мотивация представляет собой совокупность всех свойственных личности мотивов, инициирующих, поддерживающих и направляющих (т.е. определяющих) её поведение.
Более широким - по сравнению с понимаемым таким образом термином «мотивация» - является понятие «потребностно-мотива- ционной сферы личности», под которой подразумевается совокупность всех мотивационных образований, имеющихся у конкретного человека (потребностей, мотивов, целей).
Потребностно-мотивационная сфера личности характеризуется рядом специфических свойств:
• широтой, т.е. большим или меньшим разнообразием мотивационных образований (потребностей, мотивов, целей);
• гибкостью, т.е. большей или меньшей подвижностью связей между разными мотивационными образованиями, их вариативностью. Например, если для одного человека потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средствами её удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми, то это свидетельствует о большей гибкости потребностно-мотивационной сферы последнего;
• иерархизированностью, т.е. упорядоченностью по степени значимости для человека различных мотивационных образований (потребностей, мотивов, целей).
2. С динамических позиций мотивация представляет собой процесс формирования мотивов.
Стадии формирования мотивов рассмотрены ранее. Однако необходимо отметить, что может быть несколько типов мотивации (в указанном понимании термина):
1) внешняя и внутренняя мотивация. Под внешней мотивацией подразумевается развёртывание мотивационного процесса под преимущественным влиянием факторов, внешних по отношению к выполняемой человеком деятельности (учебной, профессиональной и т.п.). Например, если человек работает в определённом учреждении из-за высокой заработной платы, близости места работы к месту его жительства и т.п., то это свидетельствует о внешней мотивации его трудовой деятельности - по отношению к самой этой деятельности.
С одной стороны, необходимо отметить, что факт существования внешней мотивации повсеместно учитывается и используется на практике. Так, принимая во внимание объективную тяжесть труда, администрация предприятия нередко создаёт условия, способные стать положительно мотивирующими работников внешними факторами: улучшает техническую оснащённость и комфортабельность рабочих мест, обеспечивает сотрудников различными льготами и т.д. С другой стороны, наличие такого типа мотивации у человека означает, что для него личностный смысл имеют объекты, опосредованно связанные с выполняемой им деятельностью (в приведённом примере - деньги, усилия, затрачиваемые на то, чтобы добраться до места работы). Другими словами, сама деятельность (в приведённом примере - труд) для него не является значимой, следствием чего может стать снижение качества её выполнения, продуктивности.
Под внутренней мотивацией подразумевается развёртывание мотивационного процесса под преимущественным влиянием факторов, внутренних по отношению к выполняемой человеком деятельности. Например, если моряк любит свою работу, если ему нравится решать встающие перед ним задачи, несмотря на все трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в условиях морского рейса, то это свидетельствует о внутренней мотивации его трудовой деятельности.
При внутренней мотивации личностный смысл для человека имеет сама деятельность: её общественная цель, её содержание, процесс её выполнения являются для него значимыми и важными.
Отсутствие внутренней мотивации означает, что человек «не видит смысла» в тех действиях, которые он выполняет. При этом, например, в психологии труда установлено, что подобная «бессмысленность» действий делает даже лёгкий труд субъективно тяжёлым, в связи с чем человек быстро устаёт, постоянно испытывает неудовлетворённость своей работой, а также чувства неприязни, раздражения, злости по отношению к тем людям, которые «заставляют» её выполнять;
2) мотивация достижения успеха и избегания неудачи. Под мотивацией достижения успеха подразумевается развёртывание мотивационного процесса под влиянием устойчивого стремления достичь успеха в различных видах деятельности. Людям, мотивированным на достижение успехов, свойственны предпочтение целей средней степени трудности, надежда на успех при оценке вероятности достижения цели, уверенность в благополучном исходе задуманного. В целом для них характерны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределённых ситуациях, настойчивость, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, переживание удовольствия и гордости при достижении успеха, адекватный уровень притязаний.
Под мотивацией избегания неудачи подразумевается развёртывание мотивационного процесса под влиянием устойчивого стремления избежать неудачи в различных видах деятельности. Людям, мотивированным на избегание неудач, свойственны предпочтение целей чрезмерно высокой или, наоборот, низкой степени трудности, переживание страха при оценке вероятности достижения цели, поиск информации о возможности неудачи при достижении цели. В целом для них характерны нерешительность, переживание стыда и унижения при неудаче, неадекватный уровень притязаний.
Стремления к достижению успеха и к избеганию неудачи присущи каждому человеку, но у разных людей их сила и устойчивость неодинаковы. Данные мотивы формируются на основе потребностей (в достижении успеха и в избегании неудачи соответственно), которые являются социальными, вторичными, начинают формироваться в раннем детстве или дошкольном возрасте. Развитию потребности в достижении успеха способствуют ориентация родителями (или другими близкими, воспитателями) ребёнка на самостоятельность, поддержка его инициатив, поощрение его успехов, выражение ему сочувствия и оказание помощи при неудачах и т.д. Развитию потребности в избегании неудачи способствуют противоположные указанным приёмы и способы воспитания. В зависимости от особенностей развития и воспитания ребёнка одна из этих потребностей становится сильной и устойчивой, а на её основе формируется соответствующий устойчивый мотив, который впоследствии оказывает влияние на формирование многих других мотивов человека.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Выделяют следующие формы направленности:
• интерес - направленность человека на значимый для него объект, проявляющаяся в том, что он часто обращает на данный объект внимание, стремится ближе ознакомиться с ним, глубже его познать.
При рассмотрении данной формы направленности необходимо учитывать несколько аспектов:
а) интерес характеризуется следующими свойствами:
- наличием предметного содержания. Интерес - это всегда интерес к чему-то, он направлен на определённый объект. Именно содержание интересов человека определяет их общественную ценность;
- степенью оформленности. Сначала возникающий у человека недифференцированный интерес направляется на целую совокупность объектов, чётко их не различая, не выделяя ни один из них. И только в процессе «оформления» интереса его предметное содержание становится всё более определённым;
- силой. В одних случаях интерес выражается в том, что его объекту отдаётся лишь едва заметное предпочтение: при случайном столкновении с ним человек непроизвольно обращает на него своё внимание. В других случаях интерес оказывается настолько сильным, что человек активно ищет его удовлетворения;
- устойчивостью, т.е. длительностью времени, в течение которого он сохраняет свою силу;
- наличием специфических следствий его удовлетворения, принципиально отличающих его от потребности. Во-первых, когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно, а когда не получают пищу интересы или их нет - жить скучно. Во-вторых, при удовлетворении потребности она «угасает», а при удовлетворении интереса он внутренне перестраивается, обогащается и углубляется, что вызывает возникновение новых интересов, соответствующих более высокому уровню познавательной деятельности;
б) выделяют два типа интересов:
- ситуативный интерес (любопытство) представляет собой относительно простую форму проявления познавательной потребности. Он проявляется как окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определённом объекте (предмете, человеке и т.д.). Он побуждает человека к изучению, познанию данного объекта в контексте конкретной ситуации. Вплоть до дошкольного возраста детям свойственны интересы только такого типа;
- устойчивый интерес представляет собой эмоционально окрашенное познавательное отношение человека к определённому объекту. Для его формирования необходимо осознание человеком субъективной значимости данного объекта. Именно такой интерес выступает как форма направленности личности;
в) интересы человека описываются с помощью двух признаков:
- широты, т.е. их разнообразия. Необходимо подчеркнуть, что благоприятное, разностороннее развитие личности предполагает широту, а не узость её интересов. Помимо «охвата» того или иного количества объектов широта интересов включает в себя и характеристику их распределения. У некоторых людей интересы целиком сосредоточены на каком-либо одном объекте или узко ограниченной области, тогда как у других имеются два или более «центров», вокруг которых группируются их интересы. В последнем случае «бифокальность» интересов означает необходимость распределения человеком своих времени, сил и т.д. для их удовлетворения. В связи с этим наиболее удачным является сочетание, при котором интересы человека лежат в совершено различных областях (например, один - в практической деятельности, а другой - в искусстве) и отличаются друг от друга по силе. Иначе может возникнуть «раздвоенность», которая станет тормозить деятельность человека в обоих направлениях;
- содержания. Необходимо отметить, что широта и содержание интересов служат одной из наиболее ярких характеристик личности человека;
• склонность - избирательная направленность человека на определённую деятельность, проявляющаяся в увлечённости ею, стремлении заниматься ею.
Склонность обладает специфическими особенностями:
а) не всякое положительное отношение к деятельности является склонностью. Человек, например, может положительно относиться к своей трудовой деятельности из-за заработной платы, режима труда и т.д. Другими словами, положительное отношение к деятельности может быть обусловлено многими факторами. Если же у человека есть склонность к определённой деятельности, то для него является привлекательным сам процесс этой деятельности;
б) деятельность, соответствующая склонности человека, является для него очень значимой (важной, ценной). Если человек не имеет возможности осуществлять эту деятельность, то он испытывает скуку, неудовлетворённость своими занятиями;
в) склонность формируется на основе устойчивого интереса. Интерес к определённому виду деятельности побуждает человека к её познанию. Затем, когда у человека возникает побуждение к выполнению этой деятельности, приобретению соответствующих ей умений и навыков, интерес трансформируется в склонность;
• идеал (от лат. idealis - идеальный) - представление человека о совершенстве чего-либо или кого-либо.
При рассмотрении данной формы направленности необходимо учитывать несколько аспектов:
а) выделяют следующие виды идеалов:
- идеал человека - образ, воплощающий в себе наиболее ценные и поэтому привлекательные человеческие черты. Он является образцом, эталоном для личности, который определяет «план» её самосовершенствования. В его состав входит нравственный идеал - представление о нравственном совершенстве человека, которое выступает для личности в качестве высшего морального образца;
- эстетический идеал - представление о безупречном, совершенном в эстетическом смысле состоянии чего-либо. Идеалы данного вида формируются и по отношению к человеку (например, идеал женской красоты), и по отношению к окружающему миру, объектам материальной и духовной культуры;
- социальный идеал - представление о совершенном состоянии какого-либо социального объекта или явления (идеал семьи, идеал дружбы и т.д.);
б) идеал характеризуется специфическими особенностями:
- на формирование идеала оказывают влияние разные социальные группы, в которые включён человек, причём значительную роль играет влияние общества в целом;
- содержащиеся в идеале черты (признаки, особенности, качества чего-то или кого-то) являются для человека самыми лучшими, самыми важными, самыми желанными. Именно поэтому идеал выступает как форма направленности личности;
• убеждение (англ. belief, conviction, persuasion) - определённое знание, представление о каком-либо объекте или явлении, сопровождаемое твёрдой, глубокой и субъективно обоснованной уверенностью человека в его истинности.
Убеждение характеризуется специфическими особенностями:
а) благодаря убеждению человек твёрдо уверен в том, «как должно быть» (например, каким должен быть настоящий друг, настоящий мужчина, какие обязанности человек должен выполнять как гражданин, какие права ему должно предоставить государство и т.д.). Поэтому убеждение является формой направленности личности;
б) в течение своей жизни человек занимаемся не только тем, что ему интересно, но и выполняет обязанности, возложенные на него другими людьми. Должное (например, социальные, правовые и пр. нормы), с одной стороны, противостоит человеку, поскольку оно осознаётся им как независимое от него, не подвластное его произволу. С другой стороны, если человек переживает нечто как должное, а не только отвлечённо знает, что оно считается таковым в обществе, то это означает, что общественно значимое стало для него личностно значимым, т.е. превратилось в его собственное убеждение;
в) чем больше входящее в состав убеждения знание согласовано с остальными взглядами (мыслями, идеями) человека, с его высшими чувствами (в первую очередь - нравственными), с его поступками, тем глубже уверенность в истинности этого знания, тем твёрже убеждение в целом;
• мировоззрение (англ. worldview) - упорядоченная и внутренне организованная система взглядов человека (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.) на мир и своё место в нём.
Мировоззрение характеризуется специфическими особенностями:
а) оно целостно отражает осмысление человеком мира и себя в нём, включает в себя его идеалы, убеждения, ценности, жизненные цели, принципы познания и деятельности и т.п.;
б) оно не является исключительно когнитивным образованием - в него входит и система отношений человека к различным сторонам действительности и к себе;
в) на формирование мировоззрения значительное влияние оказывают большие социальные группы (этнос, социальный класс и т.п.), членом которых является человек;
• ценностная ориентация - направленность человека на определённую ценность, т.е. значимый, важный для него объект.
При рассмотрении данной формы направленности необходимо учитывать несколько аспектов:
а) как уже отмечалось, объект (предмет, явление, процесс) становится индивидуальной ценностью (т.е. субъективно значимым, важным) тогда, когда у человека формируется положительное отношение к нему, основанное на его «способности» удовлетворять определённую потребность. Поскольку человеку свойственно множество потребностей, то у него формируется целая система ценностей. В этой системе ценности иерархически упорядочены - в соответствии с тем личностным смыслом, который объекты имеют для человека;
б) ориентация человека на значимый для него объект (т.е. ценность) присутствует и в интересе, и в склонности, и в идеале, и в убеждении, и в мировоззрении. Другими словами, ценностная ориентация обнаруживается во всех рассмотренных ранее формах направленности личности. В данном случае ценностная ориентация не выступает как самостоятельная форма направленности, что позволяет использовать её в нескольких целях:
- объяснять с её помощью (независимо от того, в какой форме - интереса, склонности, идеала или др. - проявляется направленность личности), почему человек в тех или иных обстоятельствах дифференцирует объекты окружающего мира определённым образом: одни из них выделяет, а другие совсем не замечает;
- описывать с её помощью (независимо от того, в какой форме проявляется направленность личности) более или менее обобщённые классы объектов, имеющих важное значение для человека. Так, человек может быть в большей степени ориентирован на материальные или духовные, индивидуалистические или коллективистические ценности, на ценности семейной жизни или профессиональной самореализации и т.д.;
в) поскольку ценности человека формируются на основе предметного содержания его потребностей, постольку они могут выступать в качестве его жизненных целей (например, «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь» и т.д.) . В данном случае ценностная ориентация выступает как самостоятельная форма направленности личности;
• установка - состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
При рассмотрении данной формы направленности необходимо учитывать несколько аспектов:
а) установка характеризуется специфическими особенностями:
- как уже отмечалось, установка означает готовность человека именно определённым образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним;
- установка имеет сложную структуру. В её состав, как уже упоминалось, входят три компонента: познавательный (представление об объекте), эмоциональный (комплекс симпатий и антипатий к объекту) и поведенческий (готовность определённым образом действовать в отношении объекта). Поведенческий компонент является ведущим, но неотделимым от двух других. Поэтому установка выступает именно как целостное состояние человека;
- установка возникает при «встрече» потребности с ситуацией её удовлетворения;
- человек, действующий под влиянием установки определённым образом, далеко не всегда отдаёт себе отчёт в том, почему он действует именно так, а не иначе. Во-первых, так происходит во многих стандартных ситуациях, в которых человек действует автоматически, «не задумываясь». В них выработанная на основе прошлого опыта установка освобождает человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание действия. Во- вторых, так происходит и в других ситуациях, в которых неосознанность установки в целом обусловлена тем, что человек не вполне осознаёт все её компоненты;
б) установка может быть нескольких типов, например:
- операциональная - актуализируется в результате учёта условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования их изменения, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Она представляет собой готовность человека к выбору и реализации определённого способа действия. В качестве примера операциональных установок можно привести привычки человека, связанные с выполнением ежедневных гигиенических процедур;
- целевая - актуализируется в результате постановки цели. Она представляет собой готовность человека к совершению конкретного действия. Она определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания действия; выступает как «механизм стабилизации», позволяющий сохранить направленность активности человека в изменяющихся ситуациях.
Целевая установка характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, в случае прерывания текущего действия целевая установка проявляется в виде стремления человека к завершению этого действия. Данная закономерность была выявлена экспериментально. Участникам эксперимента предлагалось выполнить ряд заданий - как лёгких, так и сложных, требующих приложения значительных усилий. Выполнение некоторых заданий экспериментатор внезапно прерывал, после чего сообщал участникам эксперимента, что они могут делать всё, что пожелают. Большинство участников (и детей, и взрослых) возвращалось к прерванному действию без всякого внешнего принуждения - даже в тех случаях, когда задание было сложным.
Во-вторых, в качестве целевых установок могут выступать намерения и мечты человека. Если долговременное намерение формируется по причине невозможности достижения цели в настоящее время, то до появления соответствующих условий оно хранится в долговременной памяти, лишённое побуждающей силы. Однако как только такие условия появляются, у человека возникает готовность к реализации данного намерения. Мечтая, человек создаёт внутреннюю модель своего «потребного будущего» - отдалённую цель. Её достижение представляет собой одобряемое самим человеком желание, сопоставленное с другими его стремлениями, всесторонне им оценённое, в том числе - с точки зрения путей и средств его реализации. Поэтому мечта выступает как целевая установка, направленная в будущее, но «здесь и сейчас» лишённая побуждающей силы; - смысловая - представляет собой готовность человека к совершению определённым образом направленной деятельности. Направление деятельности задаётся теми объектами (предметами, процессами и т.д.), которые приобретают для человека личностный смысл, т.е. переживаются им как чрезвычайно значимые и важные для удовлетворения его актуальной потребности.
Смысловая установка характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, поскольку человек регулярно осуществляет различные виды теоретической и практической деятельности, у него формируются фиксированные смысловые установки, например:
• аттитюд (от фр. attitude - поза) - предрасположенность человека к определённому поведению в ситуациях общения с другими людьми. Такая установка выражает отношение человека к разным социальным объектам - половым, возрастным, этническим, профессиональным и пр. группам, отдельным людям как их представителям;
• базовая социальная установка - предрасположенность человека к определённому поведению в рамках конкретной сферы труда, досуга, быта. Такая установка выражает отношение человека к различным событиям, процессам, предметам материальной и духовной культуры в указанных сферах.
Во-вторых, содержание познавательного и эмоционального компонентов смысловой установки может задаваться интересом, склонностью, идеалом, убеждением или мировоззрением человека. Об относительной самостоятельности фиксированной смысловой установки как формы направленности можно говорить только в связи с её ведущим - поведенческим - компонентом.
в) к относительно самостоятельным формам направленности относятся смысловые установки и частично - целевые.
Различают следующие виды направленности:
1) по сочетанию разных типов отношения личности к себе и к обществу выделяют гуманистический, эгоистический, депрессивный и суицидальный виды направленности. Гуманистической называют направленность, которая характеризуется положительным отношением личности и к себе, и к обществу. Эгоистической называют направленность, которая характеризуется положительным отношением человека к себе и отрицательным - к обществу . Депрессивной называют направленность, при которой для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как «терпимое». Суицидальной называют направленность, при которой ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности;
2) по приоритету ценностей в совместной деятельности выделяют личный, коллективистский и деловой виды направленности. Личной называют направленность, при которой для человека - в играх, учёбе, спортивной, профессиональной деятельности и т.д. - наиболее важны собственные интересы, тогда как интересы других людей, а также задачи, которые ему необходимо решать, представляют для него меньшую ценность. Коллективистской называют направленность, при которой для человека более важны интересы тех людей, совместно с которыми он выполняет деятельность, по сравнению со своими собственными интересами и теми задачами, которые ему необходимо решать. Деловой называют направленность, при которой для человека наиболее важным является решение тех или иных задач в ходе деятельности (учебных, профессиональных и т.д.) по сравнению с собственными интересами и интересами других людей;
3) по приоритету ценностей в общении выделяют авторитарный, манипулятивный, конформный, альтероцентрический, индифферентный и диалогический виды направленности. Авторитарной называют направленность, при которой наиболее важными для человека являются собственные интересы, тогда как интересы собеседника не учитываются. В общении он стремится доминировать, «подавить» собеседника, подчинить его действия своим целям. Манипулятивной называют направленность, при которой наиболее важными для человека также являются собственные интересы. Не сообщая о себе никакой ценной информации, он старается лучше узнать и понять собеседника, чтобы скрыто управлять его поведением, использовать его в своих целях. Конформной называют направленность, при которой для человека важно продемонстрировать, что для него наиболее ценными являются интересы собеседника. Он не стремится понять собеседника, а просто некритически соглашается с ним, подчиняясь его силе, авторитету, подражая ему, легко отказываясь от своей точки зрения, меняя своё мнение. Альтероцентрической называют направленность, при которой для человека наиболее важными являются интересы собеседника. Он бескорыстно отказывается от собственных интересов, стремится лучше понять потребности собеседника с целью наиболее полного их удовлетворения. Индифферентной называют направленность, при которой для человека не представляют ценности ни собственные интересы, ни интересы собеседника, ни само общение как таковое. Диалогической называют направленность, при которой для человека обладают равной и высокой ценностью как собственные интересы, так и интересы собеседника. Он стремится добиться взаимного доверия, уважения и понимания, совместного с собеседником развития и творчества в общении.
В заключение необходимо отметить, что направленность личности может иметь более или менее сложную и гармоничную структуру.
Назад | Содержание | Вперед |