2.3. Становление и современное состояние отечественной психологии
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой И.М. Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России Психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые: С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. Гальперин (1902-1988).
Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ, содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.
П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии — области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, то есть того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
Работам С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и ряда других ученых мы, в первую очередь, обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.
А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В. Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б. Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и (совместно с В.В. Давыдовым) новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.
Для 30-60-х годов характерно возникновение и развитие в отечественной психологии нескольких школ и направлений. Одно из них возникло в Грузии, его возглавил Д.Н. Узнадзе. Школа Д.Н. Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений. Другое, пожалуй, самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии. Третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии».
С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой, — имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
1. С чем связано возникновение учений о душе в V в. до н.э.?
2. Раскройте значение открытий в области физиологии человека и нервной системы в становлении психологии как науки.
3. В чем состоят отличительные черты развития учений о психике в XVII-XVIII веках?
4. Проанализируйте особенности развития психологических знаний в конце XIX - начале XX веков.
5. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления, бихевиоризма, гештальтпсихологии и отечественной психологии?
6. Раскройте роль философских воззрений в развитии психологических знаний.
Темы рефератов
1. Представления о душевных явлениях в работах древних философов.
2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.
3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.
4. Восточные философские учения о природе души.
5. Популярные современные направления в психологии.
6. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.
Рекомендуемая литература
1. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. М., 1995.
2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е.Е. Вахромов. М.: МПА, 2001.
3. Франкл В.Э. Теория и терапия неврозов: введение в логотерапию и экзистенциальный анализ / В.Э. Франкл. СПб.: Речь, 2001.
4. Психологическая наука в России XX века. М., 1997.
5. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности / А.Н. Ждан. М., 1997.
6. Ярошевский М.Г. Психологии в XX столетии / М.Г. Ярошевский. М., 1974.
7. Братченко С.Л. Основные зарубежные психологические концепции XX века / С.Л. Братченко. СПб., 1996.
8. История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л.А. Карпенко. М., 2005.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
10. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
Назад | Содержание | Вперед |