1. Предмет права социального обеспечения
Предметом права социального обеспечения являются следующие виды общественных отношений.
1- я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.
2- я группа - отношения по поводу так называемых «натуральных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение за счет государственных средств, обслуживание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобучение и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т. п.).
3- я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на социальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).
До 60-х годов отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулировались нормами трудового, колхозного и административного права. Основным критерием для включения этих отношений в предмет той или иной отрасли являлся характер общественнополезной деятельности граждан (например, трудовая деятельность на основании трудового договора или в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и т. п.).
Первым предложил считать право социального обеспечения самостоятельной отраслью В. С. Андреев. По его мнению, к предмету права социального обеспечения следует причислять отношения, которые отвечают определенным признакам, а именно:
1) одним из субъектов отношений является гражданин, а другим - государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхоза;
2) отношения между субъектами носят «алиментарный» характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;
3) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.
Если какое-либо отношение не отвечает данным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Так, отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, включаются в предмет финансового права, а отношения по управлению системой органов социального обеспечения - в предмет административного права.
Приведенные В. С. Андреевым признаки предмета права социального обеспечения сохраняют свою научную ценность и в современный период. На их форму и содержание определенным образом повлияли новые социально-экономические условия, изменение механизмов финансирования и другие факторы. Однако и в измененном виде они составляют сущность понятия предмета права социального обеспечения и в нынешнее время.
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.
Второй субъект права социального обеспечения - государственные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, министерств обороны и внутренних дел и др.
Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, могут участвовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Как уже было сказано, вторым критерием, позволяющим считать определенные общественные отношения частью предмета права социального обеспечения, является их «алиментарный» характер. К такой группе относятся распределительные отношения. Понятие «социальной алиментации» исследовано Р. И. Ивановой. По ее определению, это способ предоставления «государством или по его поручению... всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэкви- валентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития... общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения».
В настоящее время порядок финансирования, по сравнению с дореформенным периодом, изменился. Обязанность по уплате страховых взносов возложена на наемных работников и на отдельные категории занятых граждан. Законодательством предусмотрена возможность использования договорной формы реализации прав на социальные услуги. Все это привело к изменению характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределительных отношений и в новых социально-экономических условиях.
Так, поскольку источник средств к существованию предоставляется на уровне связи индивид - государство, а не индивид - семья, то ссылка на социальную природу обеспечения сохраняет свое значение. Необходимо отметить и то обстоятельство, что средства централизованных внебюджетных фондов являются государственной собственностью. Кроме того, денежные средства и (или) бесплатные услуги передаются гражданину государством не в обмен за прошлый труд и за уплаченные страховые взносы. Более того, в ряде случаев социальное обеспечение предоставляется независимо от участия в общественно полезной деятельности и уплаты взносов, как это происходит в отношении выплат на детей, назначения пенсий инвалидам с детства и т. п.
Основой механизма социального обеспечения является принцип солидарности поколений, а в отдельных случаях - отраслей или территорий. Таким образом, текущие выплаты и социальные услуги осуществляются за счет текущих поступлений, а не из сумм, образовавшихся за счет предыдущих взносов. Следует заметить, что в связи с пенсионной реформой намечается переход к накопительной системе финансирования страховых пенсий по старости. Этот вопрос будет подробно рассмотрен при изучении темы «Трудовые пенсии по старости». Однако опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что полный отказ от принципа солидарности, т. е. распределительного принципа, невозможен.
В настоящее время фактически применяются три способа распределения средств, направляемых государством на социальное обеспечение: бесплатный, безэквивалентный и возмездно- неэквивалентный.
При применении первого способа средства распределяются бесплатно на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта либо бесплатно, но адресно с учетом материального положения. Адресное выделение средств осуществляется, например, при выплате компенсаций в зависимости от среднедушевого дохода семьи. К этому же способу распределения относится выплата социальных пенсий, пособий на детей и т. д.
По второму способу безэквивалентно, но нормированно, с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов, назначаются трудовые пенсии, выдаются пособия по временной нетрудоспособности, пособия по безработице и др.
Возмездно-неэквивалентный способ подразумевает выделение средств и (или) предоставление услуг на льготных условиях, с частичной оплатой стоимости лекарств, путевок на санаторнокурортное лечение и т. д.
Сохраняет свое значение и указание на особый источник финансирования - «из фонда социального обеспечения». Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1991 г. Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В 1993 году были созданы Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Назад | Содержание | Вперед |