2. Субъекты предпринимательского права
Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.
Субъектами предпринимательства могут быть:
1) физические лица (резиденты и нерезиденты);
2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе иностранные;
3) Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования;
4) иностранные государства;
5) международные организации.
Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте.
К субъектам предпринимательства можно отнести любого гражданина, который даже без регистрации оказывает услуги, производит товары, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода, поскольку суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых — ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). Предпринимательские интересы таких организаций обычно ограничены лишь более полным использованием принадлежащей им собственности и получением дохода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства, максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, противоречащей своим уставным целям.
Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов.
Регистрирующим органом является управомоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ, Министерство юстиции РФ и др.).
При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.
Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства. Акт государственной регистрации означает, таким образом, не делегирование частным лицам полномочий по занятию бизнесом, а лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.
В пользу данного вывода свидетельствует содержание заявления о регистрации, приведенное в ст.12 Закона о регистрации. Так, в указанном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой организации, должны содержаться заверения регистрирующему органу по трем пунктам, гарантирующие, что:
1) учредительные документы соответствуют требованиям законодательства;
2) сведения, содержащиеся в представленных на регистрацию документах, достоверны;
3) соблюден установленный законодательством порядок учреждения коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти).
Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов. В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 ГК РФ в новой редакции от 21 марта 2002г. уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы ГК, предполагал экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа за соблюдением законодательства при создании предприятия. Таким образом, коммерческая организация считалась созданной законно, а ее учредительные документы — соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности. Сейчас эта функция по указанным причинам снята с регистрирующего органа. Закон о регистрации не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на этапе регистрации при создании коммерческой организации на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.
Изменившаяся концепция правового содержания государственной регистрации не отменяет принцип последующего контроля за соблюдением законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае нарушения при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п.2 ст.25 названного Закона и п.2 ст.61 ГК РФ).
Несмотря на положение о возможности отказа в регистрации в случае нарушения порядка образования коммерческой организации (п .1 ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица. В связи с этим, как следствие принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный вопрос имеет важное значение для кредиторов такого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом ВАС РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т.е. с момента внесения об этом записи в государственный реестр (п.3 ст.49, п.2 ст.51, п.8 ст.63 ГК РФ). Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.
Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения о юридическом лице и его учредительные документы. Сведения, содержащиеся в реестре, делятся на следующие категории:
- основные реквизиты коммерческой организации (фирменное наименование, адрес, размер уставного капитала, идентификационный номер налогоплательщика);
- сведения о правовом статусе коммерческой организации (отражение фактов создания, реорганизации и ликвидации; способ образования и прекращения, организационно-правовая форма; сведения о полученных лицензиях);
- сведения об учредителях;
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени коммерческой организации (например, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, кооператива, унитарного предприятия, или лицо, которому поручено ведение дел товарищества).
Все вышеназванные сведения позволяют кредиторам и заинтересованным органам власти установить связь с коммерческой организацией, определить полномочия лиц на подписание сделок, привлечь к ответственности коммерческую организацию или ее учредителей. Достоверность сведений обеспечивается самой коммерческой организацией, которая несет ответственность за своевременное сообщение регистрирующему органу указанных выше сведений при их изменении.
Информация из реестра предоставляется в форме выписок из реестра, копий документов из регистрационного дела и справок об отсутствии запрашиваемой информации (если сведения о лице в реестре отсутствуют).
Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 17 Закона о лицензировании. Другие виды деятельности (биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и др.) регулируются другими федеральными законами.
Основными принципами осуществления лицензирования в соответствии с Законом о лицензировании являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Условия лицензии включают, прежде всего, количественные показатели, технические параметры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимателю и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осуществлению лицензируемого вида деятельности. В отношении некоторых видов деятельности, требующих специальных знаний (например, банковская деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг), индивидуальный предприниматель или работники коммерческой организации должны иметь соответствующую квалификацию или пройти аттестацию в организациях, уполномоченных лицензирующим органом, что является дополнительным условием получения лицензии.
Иногда закон требует, чтобы при осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель не занимался какой-либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение реестра ценных бумаг). Такой вид деятельности становится исключительным для одного субъекта предпринимательства.
Лицензия выдается обычно сроком на пять лет. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа, если в установленный срок до шести месяцев лицензиат не устранил нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства Лицензирующий орган вправе также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
При реорганизации коммерческой организации законодательство предусматривает возможности переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации. Отсутствие такого положения является серьезным препятствием для реструктуризации компаний, так часто встречающейся в рыночной экономике.
Назад | Содержание | Вперед |