2.3. Княжение Владимира Святославовича (980-1015). Принятие христианства и его последствия

  После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом начинается борьба за великое княжение. Еще при жизни Святослав «посадил» старшего сына Ярополка в Киеве (после смерти Ольги в 969 г.), Олег стал княжить в древлянской земле, а Владимир - в Новгороде. В результате междоусобной борьбы Ярополк и Олег погибли. Опираясь на новгородцев и варягов, в 980 г. Владимир утвердился в Киеве.
  Отечественная историография рассматривает правление Владимира (980-1015) как новый этап в развитии Киевской Руси, подчеркивая в нем отличные от правления его предшественников черты. На политику Владимира оказали влияние конкретные процессы, проявившиеся к моменту его вокня- жения. С. Ф. Платонов так раскрывает их природу: «Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения». От Киева «отложились» некоторые племена (вятичи, радимичи). Военные неудачи Святослава в войне с Византией ослабили внешнее могущество Руси. Владимир стремился повлиять на эти процессы, направить их в выгодное для себя русло.
  В 981 и 982 гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей. В 981 г. отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутренних связей киевской державы Владимир применил практику замещения местных племенных князей своими ставленниками.
  Важнейшим мероприятием, проведенным Владимиром, явилась религиозная реформа. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь.
  Состоявшая из различных северогерманских (скандинавских), славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. н. э. стала постепенно превращаться в народность, сплоченную не только политически, но и религиозно. Медленное распространение христианства в среде варяжских и славянских дружинников началось, насколько можно судить по достаточно скудным свидетельствам, в К в. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на византийские владения и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время обычно совпадали). Приняла христианство и вдова Игоря княгиня Ольга. В Х в. происходила очень медленная христианизация Руси. Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой.
  Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати. Он предпринял 2 попытки религиозной реформы:
  1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства.
  2) введение христианства (988).
  Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином сам, Владимир начал крестить Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.
  Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
  Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земли.
  Причины сопротивления христианизации в северных городах:
  • там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов - волхвов, кудесников);
  • настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева.
  Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купала, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.
  Значение принятия христианства
  1. Изменилось международное положение Киевской Руси, облегчились контакты с другими европейскими государствами.
  2. Русская церковь стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
  3. Миссионерская деятельность церкви на землях, населенных финноязычными и тюркоязычными племенами, смягчала процесс становления многонационального государства (государство складывалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным).
  4. Способствовало укреплению власти князя.
  5. Способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской живописи, архитектуры, письменности, литературы.
  6. Привело к смягчению царивших на Руси нравов (запрещались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах).
  7. Способствовало совершенствованию огородничества (многодневные христианские посты способствовали распространению овощей, многие из которых стали известны на Руси благодаря византийцам).
  После смерти Владимира между его многочисленными потомками, княжившими в разных землях, началась жестокая междоусобная война (1015-1019). Победил в ней новгородский князь Ярослав Мудрый.

Назад Содержание Вперед