Лекция 5. Смутное время
Учебные вопросы:
1. Кризис государства и общества.
2. Царствование названного царя Дмитрия.
3. Разрастание и завершение Смуты.
1. Кризис государства и общества
Рубеж XVI-XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису.
В решающей степени Смута было порождено процессами, зародившимися в эпоху правления царя Ивана IV. Смута - это потрясение всех устоев традиционного общества, утрата огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия. Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Эпоха Смуты охватывает период от начала XVII века до 1613 года
Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграла Ливонская война. Столь длительное перенапряжение моральных и физических сил народа, экономический упадок и разорение значительной доли российских земель, привели к подрыву экономической базы как тяглого, так и служилого сословий.
Немалое воздействие на процесс формирования Смуты оказала опричнина, которая принесла немало бед русскому обществу. Опричнина в значительной степени отразилась на нравственном состоянии общества. Пребывавший в Москве, при царе Федоре Ивановиче англичанин Д. Флетчер, наблюдавший тогдашнее состояние московского общества, предсказал России гражданскую войну и, к несчастью, оказался прав.
Резкое ухудшение положения крестьянства приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов, и к продлению действия «заповедных лет», увеличению срока сыска беглых холопов.
Нельзя игнорировать и сугубо природные явления начала XVII века, которые также сыграли свою негативную роль в обострении социального конфликта в Московском государстве. Голод, который разразился в Московском государстве, унес сотни тысяч жизней и вызвал целый ряд бунтов и крестьянских выступлений.
Однако главным, системообразующим, фактором стало пресечение династии. В феврале 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента - избрание нового царя, создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий. И здесь свою роль сыграли особенности политической культуры и менталитет наших предков, которые видели в Годунове не природного государя - помазанника божьего, а всего лишь, человека, избранного народом. Отсюда возникал момент относительной нелигитимности нового режима. Это резко подрывало харизму нового государя и создавало почву для зарождения в недрах московского общества невиданного до того времени явления, и невозможного при царях «законной династии» - политической борьбы за власть. Попытка Б.Годунова блокировать эту опасную тенденцию, с использованием при этом весьма сомнительных средств, лишь усугубляли ситуацию и подрывали устои общественной жизни.
Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт трагической и таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия в Угличе, в мае 1591 г.
2. Царствование названного царя Дмитрия
Традиционная историография свидетельствует, что царевич Дмитрий погиб в Угличе, при невыясненных обстоятельствах. Существует три версии случившегося. Первая. Царский отпрыск сам закололся ножом во время эпилептического припадка. Вторая. Царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, стремившегося избавиться от претендента на царский престол. Имеется и третья версия, согласно которой настоящий Дмитрий не умер, вместо него погиб другой ребенок, а царевич был спасен и воспитывался в тайне до определенного возраста.
Человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, появился во второй половине 1603 г. на Украине, недалеко от Киева, в имении князя Адама Вишневецкого.
В исторической литературе существует несколько версий о человеке, который почти год правил московским государством. В его лице одни видели поляка или западнорусского человека. Другие считали его внебрачным сыном польского короля Стефана Батория. Третьи полагали, что этот молодой человек был специально подобран и соответственно воспитан московскими боярами. В исторической литературе претендента на престол нередко отождествляют с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Эта версия впервые была выдвинута и озвучена правительством Бориса Годунова.
Получив поддержку со стороны польского короля Сигизмунда III, и католической церкви, молодой авантюрист собрал войско, состоявшее из казаков и литовцев (западнорусских людей), и выступил в поход на Москву. В силу целого ряда обстоятельств и факторов, в том числе и внезапной смерти Б. Годунова, претендент в июне 1605 г. с войском торжественно вступил Первопрестольную. 30 июля того же года названный Дмитрий торжественно венчался на царствование по всем правилам православного обряда.
Царь Дмитрий своим поведением и поступками сильно отличался от старых московских правителей. Живой и быстро схватывающий суть дела новый московский правитель охотно перенимал всевозможные европейские новшества и выделялся своей неординарностью. При разборе тех или иных дел он активно опирался на Думу, которая превратилась в своего рода, сенат. В этом сенате важная роль отводилась и духовенству. В период царствования названного Дмитрия резко сократилось доносительство, и была введена такая свобода торговли, которая удивляла даже иностранцев. Погиб названный Дмитрий в мае 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В.Шуйским и его сообщниками.
3. Разрастание и завершение Смуты
После событий 17 мая 1606 г. Россия в третий раз осталась без царя. Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь В.И.Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер.
Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер.
В народе все шире распространялись слухи о якобы чудесном спасении Дмитрия. С лета 1606 г. ширится мощное социальное движение под руководством И.И.Болотникова. Несколько раз царские войска были разбиты восставшими. Отряды Болотникова подходили даже к Москве. Однако, после того, как в стане восставших произошел раскол и движение ослабло, их отряды ушли в Калугу. Летом 1607 г. они перешли и укрепились в Туле, где и были осаждены царскими войсками. Окончательное поражение восставших произошло в октябре 1607 года.
Важным фрагментом Смуты стало появление и действие самозванца, вошедшего в историю под именем Лжедмитрия II, или, как его называли в народе - «тушинского вора».
Таким образом, в России установились две власти. Причем, значительная часть русских земель и городов отложилась от Шуйского и присягнула самозванцу. В этот период необыкновенную стойкость и героизм проявили защитники Троице-Сергиевой лавры, которую почти полтора года осаждали отряды «Тушинского вора».
Существенным этапом Смуты стала польско-литовская интервенция, начавшаяся летом 1609 г. В сентябре 1609 г. поляки осадили Смоленск. В то же время в Тушино разваливался лагерь самозванца, поскольку часть поляков ушла к своему королю. Летом. 1610 г., после разгрома поляками царских войск под Клушино, Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы. Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки как-то незаметно были впущены в Москву, а затем и в Кремль. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководство П.П.Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило
Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.
Глоссарий:
Смута — эпоха в истории московского государства, характерная потрясениями всех основ общественной жизни, системным кризисом, поставившим перед обществом вопрос о самом существовании русского государства.
«Заповедные лета» - (от слова «заповедь» - запрет) - срок, в течение которого в некоторых районах Московского государства запрещался переход крестьян в осенний Юрьев день. Запрет вводился с 1581 г. еще во времена Ивана IV.
Харизма — (от греч. charisma милость, божественный дар) - исключительная одаренность.
Семибоярщина — правительство в московском государстве в период 1610-1612 гг., его членами были семь бояр из знатных фамилий.
Вопросы:
1. В чем вы видите значение Земского собора 1598 г.?
2. Назовите факторы, приведшие московское государство к Смуте.
3. Подумайте, какой из факторов стал главным, системообразующем, в возникновении Смуты?
4. Перечислите версии, объясняющие появление претендента на московский престол.
5. В чем историческое значение народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским?
Назад | Содержание | Вперед |