7.1. Общее представление о теориях личности
Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование, учение) - система взаимосвязанных идей, взглядов, концепций, целью которых является объяснение закономерностей и существенных характеристик, свойственных каким-либо объектам или явлениям окружающей реальности.
Целью психологии личности является поиск общих механизмов и закономерностей, свойственных личности человека. Но среди более 5 миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух одинаковых. Сравним, например, самоотверженного учёного, террориста, наркомана, коррумпированного политика, монаха, маньяка-убийцу, учителя младших классов и курсанта высшего учебного заведения. Несмотря на то, что у этих людей похожие органы и образующие их ткани, во всём остальном они сильно отличаются друг от друга, причём различия эти обусловлены их личностными особенностями. Именно наличием значительных различий между людьми объясняется существование большого количества теорий, описывающих личность человека.
Теории личности выполняют две основные функции:
1) объяснительную - они объясняют, что из себя представляет личность человека, откуда она «берётся», как она развивается и т.п.;
2) предсказательную - раскрыв те или иные закономерности, существенные характеристики личности, они предоставляют возможности для прогноза будущих событий (как поведёт себя человек, обладающий конкретными личностными особенностями, в той или иной ситуации, какие условия окажутся благоприятными, а какие - неблагоприятными для него и т.д.).
По своим исходным положениям теории личности могут быть непохожи и даже противоположны друг другу. Как уже упоминалось, их исходные положения зависят от взглядов их авторов на природу личности. Например, Абрахам Маслоу считал, что большинство наших поступков является следствием сознательного и свободного выбора, а Зигмунд Фрейд утверждал, что поведение детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами. Другими словами, эти известные учёные высказывали в корне противоположные воззрения на личность человека.
Как уже отмечалось, вопрос о структуре личности является одним из главных для её исследователей. Теории личности отвечают на него неодинаково. Различия между ними могут заключаться в следующем:
1) в принципиальном подходе к поиску ответа на данный вопрос. Так, существует ряд теорий, авторы которых полагают, что в качестве «строительных блоков», из которых складывается личность, выступают её черты . По мнению Гордона Олпорта, Раймонда Кеттела, Ганса Айзенка, именно черты личности лежат в основе поведения человека. Другие теории стремятся описывать типы личности, каждый из которых представляет собой самостоятельную категорию с чётко очерченными границами, в которую входит совокупность конкретных черт. Их авторы полагают, что изучение типов личности более перспективно, чем отдельных её черт, т.к. они позволяют объяснять и прогнозировать более постоянные и обобщённые поведенческие характеристики. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов (любая личность - непременно либо одно, либо другое);
2) в степени сложности теоретических построений, которые привлекаются для ответа на данный вопрос. Некоторые учёные выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные теоретические построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей. Так, предложенное З. Фрейдом разделение личности на три составляющих - Ид, Эго и Супер-эго - представляет собой сложное описание её структуры и организации. Другие, наоборот, предлагают простые теоретические системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция «личностных конструктов», предложенная Джорджем Келли.
Личность невозможно увидеть под микроскопом, как, например, нейроны мозга. Поэтому все теории личности строго гипотетичны по своей сути. В данном параграфе рассмотрены получившие наиболее широкую известность зарубежные теории личности, каждая из которых внесла значительный вклад в изучение личности человека.
Назад | Содержание | Вперед |