12.2. Виды правоотношений
Правоотношения классифицируются по различным основаниям.
1. По отраслевой принадлежности можно различать государственноправовые, административно-правовые, гражданско-правовые и другие правоотношения.
2. В зависимости от их функционального назначения - регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают: а) правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомочивающих норм и выражают динамическую функцию права) и б) правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права).
3. По степени индивидуализации разграничивают а) относительные, в которых поименно определены все участники правоотношения, и б) абсолютные, в которых индивидуализирована лишь одна сторона - управомоченная (например, правоотношение собственности).
В этом же ряду некоторые авторы (проф. С. С. Алексеев, проф. Н.И. Матузов) выделяют также общие (или общерегулятивные) правоотношения, в которых субъекты определены лишь типовыми признаками и которые опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т.п.
4. В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят на: а) материальные и процессуальные, б) частные и публичные.
5. Можно различать также простые и сложные правоотношения. Сложные правоотношения могут иметь в своем составе несколько участников с комплексом субъективных юридических прав и обязанностей. Самым элементарным (простым) будет выглядеть правовое отношение из двух субъектов, у одного из которых имеется юридическое право, а у другого - корреспондирующая юридическая обязанность (например, отношения займа).
Назад | Содержание | Вперед |