Рост благосостояния домохозяйств - важнейший фактор устойчивого развития страны
Шахотько Д.В.,
(БГЭУ, Минск, Беларусь)
Важнейшим фактором устойчивого развития страны является ликвидация бедности и рост благосостояния домохозяйств (семей). Проблема бедности в том или ином виде стоит перед всеми странами мира. Она универсальна и повсеместно является объектом внимания общественных и политических деятелей, ученых. Ограничение распространения бедности, прежде всего в ее наиболее опасной, хронической, форме, важно не только из гуманитарных соображений, но также с точки зрения сохранения и улучшения физического, трудового, интеллектуального потенциала будущих поколений. Но бедность в разных странах качественно неоднородна; единого, общепринятого, научно обоснованного определения бедности, справедливого для всех времен и народов не существует. Это обусловлено как наличием альтернативных концепций бедности, так и национальных политик в странах мира.
В Республике Беларусь бедность как социально значимое явление общественной жизни проявилось в середине 90-х гг. Причиной этому послужили два главных обстоятельства.
Первое, субъективное, состоит в том, что с некогда запретной темы бедности населения страны к этому времени было окончательно снято идеологическое табу.
Второе, объективное, которое связано с тем, что начало экономических реформ наряду с позитивными последствиями повлекло обесценение сбережений населения, рост безработицы, расслоение населения по уровню доходов, появление и развитие феномена хронической задолженности по заработной плате и социальным пособиям, сокращением экономического потенциала страны, резкую дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития и пр.
В результате реальный уровень доходов и потребления большей части населения Беларуси существенно сократился, и хотя уровень жизни белорусского населения на предыдущих этапах экономического развития по мировым стандартам был невысок, в начале 90-х годов стало совершенно очевидным резкое расширение зоны бедности. По данным официальной статистики в 1999 году, после острого открытого кризиса, поразившего в августе 1998 года финансово-банковскую систему ряда стран и соответственно их экономику в целом, 46,7% населения Беларуси по располагаемым ресурсам находилось ниже черты бедности (40,4 % в городах республики и 59,9% в сельской местности). С конца 90-х годов уровень доходов населения Беларуси постепенно стал повышаться, однако и в настоящее время он, по данным выборочных обследований домашних хозяйств, остается относительно низким. В 2003 г. по опубликованным данным 27,1% жителей страны все еще проживало ниже черты бедности (23,5% городского и 34,9% сельского населения).
В зарубежной экономической теории, социологии, статистике бедность и социальное неравенство - одна из наиболее широко разработанных и продолжающих разрабатываться областей научного поиска. Начиная с 90-х годов, к нему активно подключились отечественные экономисты, до тех пор либо вынужденные молчать о существовании бедности при социализме, либо заменять ее понятием «малоимущие слои», более уместным с идеологической точки зрения тех лет. За последние 10 лет в Беларуси накоплен довольно большой эмпирических и теоретический материал по вопросам бедности. Органами статистики регулярно, начиная с 1995 года, проводятся выборочные обследования домашних хозяйств, по новой методологии, соответствующей международным стандартам. Ежегодно в отбор попадает около 6 тысяч домашних хозяйств, которые обследуются в течение года, по окончании которого отбираются новые семьи.
В мировой практике для оценки распространения бедности населения среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, чаще всего выделяют абсолютную, относительную и субъективную черту бедности.
Абсолютная бедность, предполагает определение абсолютного уровня средств, обеспечивающих удовлетворение основных биологических потребностей человека.
Относительное понимание бедности базируется на установлении и периодическом пересмотре прожиточного минимума в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния. При таком подходе человек или семья считаются бедными, если средства, которыми они располагают, не позволяют обеспечить уровень жизни, распространенный в обществе, в котором они живут. Черта бедности устанавливается путем определения величины семейного или душевого дохода, необходимого для достижения минимально приемлемого уровня жизни в конкретных условиях данного общества.
Субъективный, это еще один подход к оценке бедности довольно часто используемый в социологических исследованиях. В его основе лежит представление о бедности как о невозможности реализовать свой потенциал. На основании опросов выявляется зависимость между представлениями о достаточном минимальном доходе и уровнем действительного дохода. Самооценка бедности может иметь в основе как реальное состояние, так и возможное ощущение бедности из-за отсутствия возможностей удовлетворить потребность в тех или иных товарах и услугах, которая субъективно считается необходимой.
В зависимости от принятых критериев оценки бедности меняется картина распространения бедности. На официальном уровне чаще всего используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. В нашей стране в основе официально принятого в стране метода измерения бедности тоже лежит концепция относительной бедности, когда определяются минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины) Однако пока он практически очень близок к оценке абсолютной бедности.
Изменения в уровне бедности, главным образом, определяются факторами экономического, социально-политического, демографического характера. Распространение бедности среди населения зависит как от размеров валового национального продукта, так и от того, каким образом он распределяется. Основу ограничения бедности составляет экономический рост. Однако не менее важным представляется и степень развития общественного сознания, проводимая социальная политика, направленная на сглаживание наиболее опасных для социальной стабильности в обществе диспропорций в распределении доходов, а также демографическая ситуация.
Специфика сложившейся в Беларуси модели бедности как переходного общества - это прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости и как следствие - через их налогообложение - низкого уровня социальных трансфертов. Другими словами, эта модель бедности отражает превалирование низкооплачиваемых работ и процессов на рынке труда, определяется низкими заработными платами, низкодоходными рабочими местами, неполной, часто граничащей с безработицей, занятостью. Кумулятивный эффект бедности переходного общества Беларуси многократно усиливается, когда к специфике бедности переходного общества добавляются демографические и медицинские факторы: инвалидность, многодетность, слабое здоровье, одиночество и т.п.
Основные пути борьбы с бедностью в Республике Беларусь включают меры, содействующие росту занятости населения и созданию условий для трудовой деятельности; повышение размеров минимальной и средней заработной платы; активизации социальной политики защиты от риска (болезнь, инвалидность, уход на пенсию, безработица, рождение детей и т.д.); обеспечение социальной защиты нуждающихся; улучшение условий функционирования домохозяйств.
Начиная со второй половины 90-х годов, социальноэкономическая, а вслед за ней и демографическая ситуация начинает постепенно выравнивается. Так, отношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работающих в экономике республики к минимальному потребительскому бюджету одного члена семьи из четырех человек за 1995 -2003 годы выросла со 106,8% до 151%. Это значит, что работающие супруги, получающие среднюю по стране заработную плату, в 1995 г. обеспечивали минимальный прожиточный бюджет только на себя, а в 2003 г. на себя и одного ребенка. Однако и теперь рождение в такой семье второго ребенка сразу резко понижает ее материальное положение. Ситуация видится еще более сложной, если учесть то, что большинство молодых людей имеют заработную плату ниже средней по стране. К основным группам с высоким уровнем бедности в стране относятся: проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества, домохозяйства, имеющие в своем составе инвалидов, семьи с главой-женщиной и др. Такое распределение бедности характерно для большинства стран. Однако глубинной, коренной причиной бедности в Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.
Главное направление преодоления абсолютной бедности и инструмент осуществления эффективной социальной политики - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудоспособной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства здесь заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности производимой в стране продукции и оказание услуг.
Назад | Содержание | Вперед |