§ 2. Заключение основных договоров в области космоса в рамках Содружества Независимых Государств

  Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 30 декабря 1991 г.
  Почти сразу же после образования СНГ, 30 декабря 1991 г. в Минске в рамках государств Содружества заключается Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Соглашение вступает в действие с момента подписания.
  21 октября 1994 г. к этому Соглашению присоединилась Грузия.
  При подписании Соглашения учитывалось, что космическая наука и техника имеет большое значение для развития каждого из государств-участников Содружества. Признавалась необходимость объединения усилий для эффективного исследования и использования космического пространства в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности.
  В соответствии с подписанным Соглашением, совместная деятельность по исследованию и использованию космического пространства осуществляется государствами-участниками Соглашения на основе Межгосударственных программ.
  Согласно ст. 2 Соглашения координация реализации Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства возлагается на Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств-участников настоящего Соглашения. Положение о Совете утверждается решением глав правительств.
  Соглашением было оговорено, что государства-участники настоящего Соглашения могут иметь самостоятельные программы исследования и использования космического пространства. Учитывалось, что совместная космическая деятельность в рамках СНГ никоим образом не должна ущемлять суверенных прав независимых государств, за которыми подтверждалось право осуществлять такую деятельность и без участия других государств-членов Содружества.
  Было определено, что выполнение Межгосударственных программ исследования и использования космического пространства в части космических средств военного и двойного (военного и гражданского) назначения обеспечивают объединенные Стратегические Вооруженные Силы СНГ.
  Соглашение от 30 декабря 1991 г. стало первым документом международного космического права, заключенным в рамках СНГ. В нем нашли свое отражение правовые аспекты сотрудничества государств-участников СНГ по основным вопросам совместной космической деятельности: вопросы финансирования, затрат на эксплуатацию существующих и создание новых космических систем, подготовки специалистов для комплектования профессиональными кадрами объектов космической инфраструктуры и т.д.
  В Соглашении отмечается, что государства-участники обязуются строить свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия, направленные на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.
  Положения подписанного в Минске Соглашения от 30 декабря 1991 г. получили дальнейшее развитие в последующих договорах о космической деятельности, заключаемых государствами СНГ.
  Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, от 15 мая 1992 г.
  15 мая 1992 г. участниками Содружества Независимых Государств подписывается Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ. Соглашение вступило в силу с момента его подписания.
  Соглашение не было подписано Республикой Молдова.
  21 октября 1994 г. к Соглашению присоединилась Республика Грузия.
  В этом Соглашении оговариваются вопросы собственности на объекты космической инфраструктуры, до распада Союза ССР находившиеся на территории последнего.
  Так, ст. 1 Соглашения устанавливает, что объекты космической инфраструктуры (космодромы «Байконур» и «Плесецк», технические, стартовые, посадочные комплексы, районы падения отделяющихся фрагментов ракет-носителей, центры управления полетом космических объектов, Центр подготовки космонавтов, командно-измерительные комплексы, пункты приема и обработки информации, арсеналы и другие объекты), расположенные на территориях Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины, являются собственностью этих государств.
  Право пользования недвижимым, пользования и владения движимым имуществом этих объектов по Соглашению было передано на основании специальных соглашений Стратегическим Силам (Управлению Начальника космических средств (УНКС)) Содружества Независимых Государств или другим заинтересованным сторонам.
  Также в Соглашении было отмечено, что координацию использования космической инфраструктуры для выполнения межгосударственных и самостоятельных программ исследования и использования космического пространства осуществляет Межгосударственный совет по космосу.
  Финансирование расходов на содержание и эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, включая расходы на социальную сферу этой инфраструктуры, осуществляется за счет долевых вкладов государств-участников настоящего Соглашения и средств Стратегических Сил (УНКС) Содружества Независимых Государств, а также внебюджетных источников финансирования.
  Предложения по объемам и направлениям финансирования для указанных целей готовятся Стратегическими Силами (УНКС) Содружества Независимых Государств и после согласования в части социальной сферы с местными органами власти соответствующих государств-участников настоящего Соглашения представляются в Межгосударственный совет по космосу.
  Межгосударственный совет по космосу рассматривает эти предложения, определяет размеры долевых вкладов с учетом арендной платы за землепользование на основании законодательств каждого государства и представляет Совету глав Правительств Содружества Независимых Государств предложения по содержанию и использованию объектов космической инфраструктуры.
  Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 13 ноября 1992 г.
  13 ноября 1992 г. в Москве государствами-участниками Содружества Независимых Государств подписывается новое соглашение в области космоса — Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Это Соглашение вступило в силу с момента его подписания.
  Соглашение не было подписано Правительством Туркменистана. 9 сентября 1994 г. к данному Соглашению присоединилась Республика Грузия.
  Главным образом этот международный документ был направлен на объединение усилий в формировании и выполнении межгосударственных программ исследования и использования космического пространства в интересах государств- участников Содружества.
  Согласно ст. 1 подписанного Соглашения, финансирование совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства осуществляется в соответствии с межгосударственными программами исследования и использования космического пространства, утверждаемыми Советом глав правительств Содружества, которые могут включать в себя решение следующих целевых задач:
  - космической связи и телевидения;
  - дистанционного зондирования Земли для решения задач природопользования и экологии; метеорологии;
  - пилотируемых полетов и международного сотрудничества на их основе;
  - научных исследований околоземного пространства и планет; космической технологии и медицины; геодезии и картографии;
  - навигации и обеспечения спасения в экстремальных ситуациях;
  - обороноспособности и коллективной безопасности; создания заделов и развития научно-технического потенциала.
  Решение указанных в ст. 1 задач в соответствии со ст. 2 Соглашения осуществляется путем:
  - выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  - организации содержания и развития уникальной экспериментальной базы для отработки ракетно-космической техники;
  - осуществления закупок космической техники, развертывания и выполнения орбитальной группировки космических комплексов;
  - проведения реконструкции (модернизации) действующих космических систем (комплексов);
  - осуществления капитального строительства; организации эксплуатации и ремонта объектов наземной космической инфраструктуры;
  - осуществления работ по ликвидации вредных экологических воздействий в результате реализации межгосударственных космических программ;
  - осуществления работ по организации и эксплуатации районов падения отделяемых частей средств выведения, включая арендную плату за землепользование на основании законодательств каждого государства;
  - проведения других работ, связанных с реализацией межгосударственных космических программ, включая социально-бытовое обеспечение и подготовку кадров.
  По ст. 3 Соглашения, финансирование межгосударственных космических программ осуществляется за счет долевых вкладов государств-участников. Государства-участники, внесшие долевой вклад в создание и эксплуатацию космических средств в соответствии с межгосударственными космическими программами, имеют право на получение и использование в своих интересах космической информации и не допускают ее утечки.
  Объем получаемой информации каждым государством- участником определяется договорами на создание и эксплуатацию космических средств, предусмотренных межгосударственными космическими программами.
  Размеры вкладов государств-участников в финансирование межгосударственных космических программ устанавливаются правительствами государств-участников в соответствии со взятыми на себя обязательствами по выполнению заданий межгосударственных космических программ.
  Государства, не являющиеся участниками настоящего Соглашения, получают космическую информацию на коммерческой основе через Межгосударственный совет по космосу.

Назад Содержание Вперед