2.3. Современные психологические теории

  Наибольшее влияние на развитие психологии в ХХ столетии в основном оказали две теории: “бихевиоризм” и “фрейдизм”. Первая возникла в Америке, вторая - в западной Европе. Не видя дальнейших перспектив для развития психологии в рамках интроспективного исследования явлений сознания, некоторые американские психологи переключили свое внимание на исследование поведения животных и человека. Этому также способствовало то обстоятельство, что к этому времени оформилась рефлекторная теория нервной деятельности, в рамках которой ученые пытались объяснить поведение животных и человека.
  Основателем нового направления в психологии считается Д. Уотсон, книга которого под названием “Психология с точки зрения бихевиориста” вышла в 1913 г. Название новой теории “бихевиоризм” происходит от английского слова “бихевиор”, что в переводе на русский язык означает “поведение”.
  Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной, что ее предметом должно стать только то, что непосредственно воспринимается, т. е. поведение, что сознание не может быть предметом науки, так как оно недоступно для объективного изучения.
  Он писал: “...психология должна... отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением - все это только фразы, не поддающиеся определению”.
  Цель науки - выявить причины появления и функционирования поведения человека и животных. Основной причиной поведения, полагал Уотсон, являются внешние стимулы, при действии которых организм отвечает определенными двигательными реакциями. Связь между стимулом и реакцией может быть как врожденной, так и приобретенной. Особенно большое значение бихевиористы придавали изучению законов образования новых связей между стимулом и реакцией, так как это давало бы возможность объяснить усвоение новых форм поведения.
  В основном бихевиористы проводили эксперименты на животных, используя методику “проблемного ящика”. Животное, посаженное в “проблемный ящик”, могло выйти из него, только нажав на запирающее устройство. Появление новых форм поведения происходило путем проб и ошибок. Сначала животное случайно нажимало на рычаг, закрывающий дверцу, затем, при многократном повторении движения, приводящего к успеху, закреплялось, в результате чего между стимулом и реакцией устанавливалась прочная связь. Так упрощенно объясняли бихевиористы процесс научения новым формам поведения как животных, так и человека, не видя между ними никакой принципиальной разницы. Все отличия между животным и человеком они усматривали только в том, что количество стимулов и реакций у человека значительно больше, чем у животных, так как наряду с природными стимулами человек подвергается воздействию социальных, в том числе и речевых стимулов.
  Главная задача ученого, считали бихевиористы, научиться по стимулу определять реакцию, а по реакции - действующий стимул. В действительности это оказалось невозможным, так как один и тот же стимул может вызвать разные реакции, а одну и ту же реакцию - разные стимулы. Это происходит потому, что связь между стимулом и реакцией устанавливается посредством психики. Стимул вызывает ту или иную реакцию, только отражаясь в психике.
  Это обстоятельство должны были признать впоследствии “необихевиористы”. Так Э. Толмен писал, что связи между стимулами и реакциями являются не прямыми, а опосредствуются “промежуточными переменными”, под которыми он понимал психологические факторы, такие как цели, ожидания, намерения, гипотезы, когнитивные карты (образы). О их наличии в поведении свидетельствуют такие признаки как: возникновение поведения без внешних стимулов, длительное поведение без новых стимулов, изменение поведения до того как стимулы начинают действовать или продолжают действовать, улучшение результатов поведения в процессе повторения.
  Появление кибернетики, информатики, компьютеров привело к возникновению так называемой когнитивной психологии. Стало ясно , что объяснение поведения посредством только стимулов и реакций является недостаточным. Результаты, полученные при действии вычислительной машины, зависят не только от исходных данных, введенных в машину, но и от того, какая программа была заложена в нее. То же самое и по отношению к человеку. Его поведение зависит не только от того, какие стимулы действуют на него, но и от того, как они обрабатываются посредством когнитивных (познавательных) процессов, на базе которых функционирует сознание человека.
  В Западной Европе развитие психологии в ХХ веке пошло по иному пути. В Германии возникло новое направление в психологии, получившее название “гештальтизм”. Сторонники этого направления М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др. подошли критически как к ассоциативной, так и к поведенческой психологии. Они доказывали, основываясь на своих исследованиях, что невозможно объяснить психику и поведение, расчленив их на простейшие элементы: ощущения и реакции.
  Психика и поведение, утверждали они, не могут быть сведены к изолированным элементам, так как они имеют целостный характер. Целостные структуры в психике и в поведении существуют изначально и они не разложимы на отдельные элементы. Психические явления (образы, мысли, чувства) и акты поведения (действия и поступки) не могут быть сведены к отдельным впечатлениям и механическим движениям типа проб и ошибок, а характеризуются целостностью и охватом всей ситуации, в которой находится животное или человек.
  Исследования гештальтпсихологов внесли много ценного в разработку проблем восприятия, памяти, мышления, личности и межличностных отношений. Но гештальтистов критиковали за то, что они неправомерно свели психику и поведение только к целостным структурам, отбросив отдельные элементы, несмотря на то, что они существуют в действительности.
  Одновременно с этими направлениями в Западной Европе возникла еще одна теория, которая получила название “фрейдизм” или “психоанализ”. Создатель этой теории З. Фрейд выделил в структуре психики человека три сферы: сознание, пред- сознание и бессознательную психику. Основное внимание он уделил последней сфере, создав теорию и практику использования бессознательных психических явлений в целях психотерапии. Так как Фрейд назвал свой метод лечения неврозов психоаналитическим, то его учение получило второе название - “психоанализ”.
  В основе его теории лежит аналитический подход к структуре психики и к возникновению и взаимодействию психических явлений разного уровня. Содержание всех сфер зависит от той информации, которая идет из внешнего мира и внутренних состояний организма. Сначала вся информация поступает в древнюю бессознательную психику, которая отражает и регулирует врожденные реакции организма. Информация, отражающая и регулирующая более сложные акты поведения, поступает в более позднюю - предсознательную психику. И, наконец, информация, имеющая социальный характер, поступает в самое позднее образование психики - сознание.
  Каждая сфера характеризуется своими особенностями. Основным свойством бессознательной психики является ее большой энергетический заряд, определяющий действенный характер ее влияния на поведение человека. Второй особенностью этой сферы является то, что информация, накапливаемая в ней, с трудом поступает в сферу сознания, в связи с работой двух механизмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что между сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромиссные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрейду, являются желания и влечения, главными из которых являются сексуальные влечения, содержанием же сознания являются моральные принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых инстинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускаться в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму. Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов, которые должны быть подвергнуты анализу и устранены посредством специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, анализа сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.
  Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био- логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.
  Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., сохранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были признать решающее влияние социальных факторов на психику и поведение человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность, возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия (стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.
  Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда, создавшего “ Дианетику” - современную науку, как он пишет, душевного здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теоретические положения и методы восстановления душевного здоровья связаны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику построена на приоритете бессознательного.
  Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сразу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей страны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Дианетики” является широкий охват проблем, связанных с психикой человека, стремление связать теоретические вопросы с практикой восстановления душевного здоровья без физического вмешательства, исключительно только средствами психотерапии.
  Главная цель психотерапии Хаббарда, как он пишет, - это клир. Клир - это человек в его оптимальном душевном состоянии. Клир обладает в полном объеме всеми теми психическими свойствами и качествами, которые обеспечивают ему наиболее благоприятное существование в обществе. Не - клир - это аберрированный человек с искаженной психикой. Он может стать клиром посредством дианетической терапии. В основе аберрации, искажающей психику, лежат инграммы - записи в клетке всех тех воздействий, которые пагубно влияют на психическое развитие человека. Инграммы возникают, начиная с пренатального периода, в течение всей последующей жизни. Они вводят в ум человека искаженную информацию, которая вызывает расстройство нормальной психической деятельности. Для того, чтобы вернуть душевное здоровье человеку, необходимо стереть инграмму посредством специальных терапевтических воздействий. К ним относятся: ревери - готовность пациента воспроизвести травмирующие события прошлого с закрытыми глазами, релиз - отключение человека от трудностей и болезненных эмоций, рестимуляция - восстановление в памяти событий прошлого, напоминающих настоящее, рикол - повторное воскрешение ощущений из прошлого, драматизация - дублирование содержания информации в инграмме в настоящее время, метод репитера - возвращение пациента назад по траку времени для повторного контакта с инграммой и др.
  В теоретическом плане Хаббард считал, что главной целью жизни человека является выживание. Он описал четыре динамики выживания. Первая динамика - это стремление к выживанию ради самого себя. Вторая динамика связана с сексуальной деятельностью, рождением и воспитанием детей. Третья динамика направлена на выживание больших групп людей, народов, наций. Четвертая динамика связана с выживанием всего человеческого рода. Абсолютная цель выживания - это стремление к бессмертию или к бесконечному выживанию человека как организма, его духа, продолжение себя в своих детях и во всем человечестве.
  Хотя Хаббард считает, что “Дианетика” - это наука, однако в ней имеет место много неясных и спорных положений. Так, например, Хаббард утверждает, что человек подвергается аберрации с момента зачатия и пациент может восстановить травмирующие события с этого момента. Как же это возможно? Ведь он был тогда клеткой. На это Хаббард отвечает, что “человеческая душа вселяется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия” и клетка является разумной. Как же “разумная” клетка может воспринимать травмирующие воздействия? Ведь у нее нет органов чувств и она не обладает экстрасенсорными ощущениями! Не найдя ответа на эти вопросы Хаббард приходит к выводу, что ответы пациента это результат работы “фабрики лжи”, которым подсказывали окружающие о тех событиях, которые имели место в то время. Таким образом, научная достоверность показаний пациентов является сомнительной.
  Проблема бессмертия человека стала привлекать в последнее время внимание ученых как в Америке, так и в других странах. Изучением вопроса о возможности жизни после смерти начали заниматься в 70-х годах такие ученые как: Р. А. Муди, Э. Кублер-Росс, и К. Гроф, Л. Уотсон, К. Ринг, Р. В. Аманьян, Р. Альмедер, Ч. Фиоре, А. Ландсберг. В 1990 г. в нашей стране была напечатана книга “Жизнь после смерти”, где были опубликованы фрагменты из работ этих авторов.
  Возможность существования души человека после смерти сторонники этой теории доказывают на основе многочисленных фактов. О бессмертии души существуют верования с древних времен у всех народов. В некоторых странах, как, например, в Индии, существует вера в переселение душ после смерти. Приводятся множество свидетельств о фактах такого переселения. Описано много фактов о перемещении людей из того места, где они находятся в данный момент, в другое. Существует много фактов об отделении души от тела во время реанимации в клинике и возвращение ее назад. Удалось сфотографировать при помощи высокочувствительного аппарата прозрачное тело шаровидной формы, отделившееся от тела человека. Были записаны на магнитофоне голоса людей после их смерти.
  Таким образом, представления древних философов о бессмертной душе снова появились в научных исследованиях.

Назад Содержание Вперед