2.4. Комплексная профилактика аддиктивного поведения
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни ребенка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для ребенка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Дети нуждаются в умеренном контроле их действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “...поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни” [10, с. 52].
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни, что позволит формировать у детей самостоятельность, свободу выбора, для развивать адаптивные способности и понимание важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе”. “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - “делать жизнь с кого?” [11, с. 165]. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность на людей - “своеобразная психологическая повернутость к людям” - в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение [12, с. 65] . Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать детям тем же.
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
Рекомендуемая литература
1. Бахадова Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. 2009. № 1.
2. Березин С. В., Лисецкий К. С. Наркомания глазами семейного психолога. - СПб., 2005
3. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4.
4. Калмыкова Е. С., Гагарина М. А., Падун М. А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 6; 2007. Том 28. № 1.
5. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
6. Бахадова Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. 2009. № 1.
7. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. М., 2000
8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.
9. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. - М., 2002.
10. Байярд Р.Т., Байярд Д. - Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995.
11. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М. 1995.
12. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995.
Назад | Содержание | Вперед |