3.1. Социально-педагогическая помощь безнадзорным и беспризорным детям подросткам
Социальная помощь, представляющая собой систему социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказывается наименее защищенным слоям населения - престарелым, инвалидам, безработным, беженцам и т.д. В отличие от социальной помощи социально-педагогическая помощь оказывается не всем категориям, а только семье и детям. Первые разрозненные элементы помощи взрослым и детям возникли на Руси в IX веке в виде общественного призрения. Однако превращение отдельных элементов помощи в систему, представляющую собой соединение взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, произошло намного позднее. В настоящее время система социально-педагогической помощи представляет собой сложно организованную совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, которая способствует созданию единого и гармоничного социально-педагогического пространства, повышению эффективности защиты, помощи и поддержки семей в процессе развития, воспитания и социализации детей. К числу наиболее важных элементов системы помощи - юридические (законы, подзаконные акты, указы, приказы и т.д.), управленческие (организационное, материально-техническое, кадровое обеспечение), содержательные (опека, попечение, усыновление, социальная защита, помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, многодетным семьям и т.д.), технологические и методические (способы, приемы, операции и т.д.) элементы. Значительное влияние на развитие системы оказывало наличие кризисных ситуаций, связанных с реформированием политического и экономического устройства страны. Несмотря на то, что в начале своего возникновения помощь имела примитивный характер, она изначально реализовывала дифференцированный и индивидуализированный подходы оказания помощи населению.
Помощь населению за 12 веков своего развития переживала периоды расцвета и упадка. Шло постепенное количественное (число призреваемых категорий, учреждений призрения, благотворителей постоянно увеличивалось) и качественное (вначале государственное обеспечение детских учреждений, а затем создание условий для развития хозяйственной деятельности учреждений) развитие системы помощи. В период с 1Хв по начало ХХв происходило становление общественного призрения, складывались основные направления помощи детям, развивалась частная благотворительность. Государство часто не могло быстро справиться с последствиями кризисных ситуаций, поэтому шла борьба за децентрализацию управления системой социальной помощи населению. Государство разрешало частным лицам и церковным учреждениям пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников, в результате дети фактически попадали в кабалу. Так было положено начало одному из направлений детского призрения - передаче детей на воспитание в частные руки. Большую роль в развитии системы социально-педагогической помощи детям сыграли правители государства. Так, Петр I, поощрял открытие “сиропитальниц для зазорных” (незаконнорожденных) младенцев, создание гошпиталей. После революции 1917 года на всей территории России произошел переход к централизованной системе оказания помощи детям. Происходило постепенное сокращение, вплоть до полного исчезновения, частного сектора. Стал преобладать унифицированный подход при оказании помощи нуждающимся слоям населения. В связи с приоритетом защиты детей продолжали развиваться направления детского призрения. Акцент делался на коллективном воспитании. Поэтому развитие получила сеть детских учреждений - домов матери и ребенка, яслей, детских площадок, детских домов. Долгое время детские дома являлись одной из основных форм помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; изменялись лишь названия домов, дополнялись их функции и обязанности. В конце 80-х годов получила распространение деятельность, направленная на их преобразование в детские дома семейного типа и открытие семейных детских домов. В настоящее время мы видим, насколько эта деятельность была необходима. В последнее время, в связи с обострением в нашем обществе множества социальных проблем, большинство из которых напрямую связано с детьми - наркомания, бродяжничество, безнадзорность, преступность, хронические заболевания - наиболее актуальным становится вопрос оказания комплексной социально-педагогической, психологической, правовой и медицинской помощи детям. В России сегодня насчитывается около 28 миллионов детей, в том числе по данным Генеральной прокуратуры РФ около двух миллионов беспризорных и безнадзорных детей. Около 2 миллионов подростков неграмотны, а более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально - неблагополучных условиях. В сфере обеспечения прав ребенка в РФ самыми важными проблемами остаются беспризорность, сиротство и детская преступность. Основным законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. В данном законе представлены следующие понятия:
1) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
3) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Можно выделить основные субъекты, оказывающие помощь безнадзорным и беспризорным детям и подросткам: это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебновоспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, волонтеры.
Социально-педагогическая помощь - это процесс и результат оказания психологического, социального, педагогического содействия детям и взрослым, испытывающим трудности в процессе социализации. По мнению А.В. Мудрика социально-педагогическая помощь - это внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой либо конкретной социальной ситуации.
Данный вид помощи осуществляет, прежде всего, социальный педагог. Работу данного специалиста с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; своевременную коррекцию семейных отношений; поиск форм занятости детей в свободное время и форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; постановка детей на социально-педагогический учет; патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социальнопедагогическую помощь, такую как: постановка ребенка на учет; экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего; диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка; решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний; информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка; определение состояния несовершеннолетнего и программы дальнейшей работы с ним; организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему; разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Назад | Содержание | Вперед |