§ 1. Федеральное Собрание Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации
Применение термина «парламент» к Федеральному Собранию Российской Федерации не означает автоматического восприятия современного парламентаризма со всеми его особенностями. Называя Федеральное Собрание парламентом, Конституция Российской Федерации учитывает специфику российских условий при определении структуры Федерального Собрания и порядка формирования его палат, а также характер взаимоотношений властей в условиях их разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В установленной Конституцией Российской Федерации системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание Российской Федерации представляет именно законодательную власть и взаимодействует с органами исполнительной власти и судебной власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, и не больше. То есть, Федеральное Собрание Российской Федерации не находится в каком бы то ни было привилегированном положении по сравнению с другими органами государственной власти Российской Федерации.
Государственно-правовому статусу Федерального Собрания Российской Федерации посвящена глава V Конституции Российской Федерации - «Федеральное Собрание».
Итак, что же характерно для положения Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации?
Во-первых, в Конституции Российской Федерации не установлен принцип единства системы представительных органов в государстве, то есть в эту систему не входят представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований. А это означает, что Федеральное Собрание Российской Федерации не является вышестоящим органом в системе представительных органов в Российской Федерации;
во-вторых, специфическим свойством Федерального Собрания Российской Федерации является характеристика его как единственного общенародного представительного органа государственной власти. Тем самым подтверждается, что установившейся формой правления российского государства является представительная, то есть, опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формируется политическая воля народа в рамках широкого народного представительства, самостоятельно принимающего решения по наиболее важным вопросам государственной жизни;
в-третьих, Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание Российской Федерации в качестве единственного законодательного органа государственной власти Российской Федерации, а это означает, что ни один закон российского государства не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным Собранием. В то же время законодательное властвование Федерального Собрания не является абсолютным.
Монополия российского парламента в области законодательства ограничивается прежде всего тем, что издание федеральных законов может быть доверено, по крайней мере частично, суверенному народу на началах непосредственной демократии, наиболее распространенной формой которой является референдум.
Пределы законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации ограничены также требованиями ч. 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации;
в-четвертых, непременным элементом правового статуса Федерального Собрания Российской Федерации как орган государственной власти является его компетенция. Компетенция, как мы уже неоднократно об этом говорили, включает в себя предметы ведения и полномочия, то есть права и обязанности, которые могут быть использованы в строго определенных областях общественных отношений. В связи с этим возникает вопрос: «А есть ли собственная компетенция Федерального Собрания Российской Федерации?»
Парламентам свойственны три, как их называют, классические функции, на которых, собственно, и выросла представительная система. Это, как мы уже говорили:
принятие законов;
утверждение государственного бюджета; осуществление контроля за исполнительной властью.
Именно через эти функции выражается суверенная воля народа, то есть, обеспечивается демократическая форма правления.
Функции парламента Российской Федерации реализуются через конкретную предметную компетенцию самого государства, а это означает, что предметная компетенция Федерального Собрания в наиболее общем виде содержится в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, определяющих компетенцию Российской Федерации;
в-пятых, значимой особенностью государственного органа является его структура и ее особенности.
В ч. 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание характеризуется как государственный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В основу двухпалатной структуры Федерального Собрания Российской Федерации положены следующие принципы:
каждая палата Федерального Собрания избирается (формируется) в особом порядке;
каждая палата Федерального Собрания наделена особой самостоятельной компетенцией;
в Федеральном Собрании Российской Федерации предусмотрена особая процедура принятия федеральных законов и разрешения вопросов при возникновении разногласий в ходе законодательного процесса;
в Федеральном Собрании Российской Федерации отсутствует единый руководящий орган Федерального Собрания; то есть, каждая палата Федерального Собрания самостоятельно избирает (формирует) свои внутренние руководящие и вспомогательные органы, деятельность которых осуществляется только в пределах соответствующей палаты;
в-шестых, для представительных законодательных органов государственной власти существенное значение имеет порядок их работы, то есть особенность процедур, которые положены в основу организации работы самого представительного органа и его структурных подразделений. Сводом правил, устанавливающим порядок организации работы каждой палаты Федерального Собрания, является Регламент каждой палаты.
Регламент (от франц. «reglament», «regle» - правило) представляет собой совокупность правил (нормативных правовых предписаний), которые регулируют внутреннюю организацию и формы деятельности палат Федерального Собрания в процессе реализации принадлежащих палатам полномочий, а также отдельные стороны правового положения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Эти правила принимаются каждой палатой самостоятельно в соответствии с принципами и иными предписаниями, содержащимися в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Правила, содержащиеся в регламенте, обязаны соблюдать не только депутаты и члены Совета Федерации, но и все принимающие участие в работе данной палаты, а также приглашенные на заседание лица. Соблюдение требований Регламента обеспечивает легитимность принятых федеральных законов, избранных должностных лиц и органов.
В Федеральном Собрании Российской Федерации каждая из его палат - Совет Федерации и Государственная Дума - работают в сессионном порядке.
Под сессией, применительно к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, понимается такой период времени в течение года, когда каждая из палат Федерального Собрания имеет законное право собраться и выполнять свою работу. На протяжении года палаты Федерального Собрания проводят по две сессии. В ходе сессии реализуются различные организационно-правовые формы деятельности каждой из палат Федерального Собрания. Наиболее значимой формой в данном случае является заседание. Заседанием называется рабочая встреча депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, происходящая в какой-то определенный день;
в-седьмых, финансовая независимость Федерального Собрания Российской Федерации представляет собой одно из важнейших следствий его суверенного положения. Для того чтобы российский парламент был полностью независим, он должен иметь в своем распоряжении денежные средства, способные обеспечить ему свободу действий, то есть должен располагать достаточно крупными фондами, чтобы быть в состоянии удовлетворять все свои потребности. С этой целью Федеральное Собрание Российской Федерации самостоятельно определяет потребности своих расходов, которые фиксируются в государственном бюджете, и практически бесконтрольно распоряжается этими средствами. Наличие значительных сумм денежных средств обеспечивает Федеральному Собранию Российской Федерации финансовую независимость, а тем самым и независимость в реализации своей главной функции - законодательства.
Назад | Содержание | Вперед |