§ 1. Основные нормативные акты РФ о космической деятельности
Говоря о правовом регулировании космической деятельности в Российской Федерации, прежде всего необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15 п. 4 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В связи с этим Россия, при осуществлении своей космической деятельности, руководствуется положениями международных соглашений в области космоса, участником которых она является.
20 августа 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации принят Закон № 5663 — 1 «О космической деятельности».
4 октября 1996 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принимается Федеральный закон № 147 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности». Данный Закон 13 ноября 1996 г. одобрен Советом Федерации, 29 ноября того же года подписан Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным, и вступил в силу 10 декабря 1996 г. — со дня его официального опубликования.
Наряду с названным Законом, космическая деятельность России, включая и ее международное сотрудничество в области исследования космоса, регулируется также и иными правовыми актами, издаваемыми в развитие Закона о космической деятельности.
Цели и задачи космической деятельности, кроме соответствующих норм Закона, анализ которых будет приведен далее, более детально определены Концепцией национальной космической политики РФ, одобренной постановлением Правительства РФ № 533 от 1 мая 1996 г.
Реализация международных договоров, соглашений и обязательств России в области космоса осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 1997 г. «О мерах по выполнению международных договоров в области космоса» и Федеральной космической программой России на 2001—2005 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 228 от 30 марта 2000 г.
Первый отечественный Закон о космической деятельности был разработан в Комитете Верховного Совета РФ по транспорту, связи, информатике и космосу.
Появление первого «космического» закона сыграло важную роль в создании основ правовой системы космической деятельности. Однако происходящие изменения в политической и экономической системе государства и принятие новой Конституции РФ вошли с данным Законом в определенные противоречия. В связи с этим созрела необходимость внесения изменений и дополнений в Закон о космической деятельности, с целью приведения его в соответствие с новыми реалиями жизни России: правовыми, политическими и др.
На проведенных в феврале 1995 г. парламентских слушаниях «Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России» с участием представителей органов государственной власти, Министерства обороны, Российской академии наук, ведущих организаций ракетно-космической промышленности, наряду с обсуждением ряда мер по научно-техническому развитию космонавтики, совершенствованию механизма управления и структурной перестройки ракетно-космической отрасли, было уделено значительное внимание разработке и принятию Федеральных законов, обеспечивающих целостную систему правовых отношений в космической деятельности. Была принята идеология нормативно-правового развития основных положений космической деятельности, предполагающая внесение изменений и дополнений в Закон о космической деятельности и создание ряда самостоятельных законов, дополняющих и развивающих этот «базовый» закон.
Изменения и дополнения, вносимые в Закон РФ о космической деятельности, были ориентированы на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к организации современной космической деятельности. Они были разработаны на основе следующих основополагающих принципов:
— закрепления национальных интересов в области космоса, конкретных целей и задач космической политики в обозримый исторический период, основных принципов осуществления космической деятельности;
— расстановки приоритетов космической деятельности России, вызванных изменениями политической и экономической ситуации в стране и в мире, структуры государственной власти и управления;
— комплексного развития и эффективного использования космического потенциала России в интересах подъема экономики, науки и международного сотрудничества, укрепления национальной безопасности;
— минимально необходимой корректировки существующих положений Закона, которая не была бы связана с потребностью дополнительного финансирования при их реализации.
В новой редакции Закона о космической деятельности были внесены поправки в 27 из 30 статей, уточнены основы космической деятельности, включая:
— принципы руководства и финансирования космической деятельности;
— организацию государственного заказа на проведение разработок, производства и поставок космической техники, развитие инфраструктуры;
— особенности управления и обеспечения безопасности космической деятельности.
Также были внесены изменения, обусловленные необходимостью приведения ряда статей Закона в соответствие с уже принятым на тот момент новым Гражданским кодексом России, Федеральными законами «О Государственном оборонном заказе», «О поставках продукции». Изложены в новой редакции вопросы правового разделения компетенции Федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и Федерального органа исполнительной власти по обороне.
В настоящее время подготовлен и находится на различных стадиях рассмотрения ряд проектов федеральных законов в области исследования и использования космического пространства, в числе которых следующие:
— проект Федерального закона «О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства»,
— проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации»;
— проект Федерального закона «О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации»;
— проект Федерального закона «О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями»;
— проект Федерального закона «О передаче технологий и научно-технических достижений ракетно-космической техники в экономику России».
Необходимость разработки и принятия Федерального закона «О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства» обусловлена тем, что в нормах Гражданского кодекса, являющегося основополагающим для предпринимательских (коммерческих) правоотношений законодательным документом, не отражены особенности и свойства ведения этой деятельности в специфической сфере — космическом пространстве. В частности, правоотношения государства с субъектами предпринимательской деятельности, устанавливаемые ГК, не полностью соответствуют требованиям международного космического права.
Как уже говорилось, ст. VI Договора по космосу от 27 января 1967 г. устанавливает, что «государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами». Это делает необходимым введение правовой нормы, закрепляющей регулирующую и контролирующую функции государства при осуществлении любой деятельности, в том числе и предпринимательской, по исследованию и использованию космического пространства. Закон призван урегулировать общественные отношения в сфере, где пересекаются интересы гражданских и оборонных комплексов, частных юридических и физических лиц, в том числе и иностранных.
Проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской Федерации» направлен на правовое регулирование отношений между субъектами космической деятельности в целях предотвращения возможных угроз личности, обществу, государству и окружающей природной среде, возникающих в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и элементов космической инфраструктуры.
Проблема обеспечения безопасности космической деятельности в настоящее время существенно обострилась и требует самостоятельного законодательного обеспечения. Данное обстоятельство определяется рядом факторов и, прежде всего, недостаточным финансированием мероприятий по достижению безопасности космической деятельности, а также нарушением существовавшей ранее кооперации разработчиков, производителей образцов космической техники, элементов космической инфраструктуры и эксплуатирующих организаций.
Законопроект «О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации» призван закрепить особый порядок создания и применения космических средств военного и двойного назначения. Создание и применение космических средств военного и двойного назначения основывается на неотъемлемом праве каждого государства на индивидуальную самооборону в случае вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
В проекте Закона «О государственной поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации» определены виды государственной поддержки и раскрыта их сущность. Определяется обязанность Правительства обеспечивать выделение бюджетных средств, необходимых для реализации Федеральной космической программы, а также методы таможенного регулирования при приобретении высоких зарубежных технологий и экспорту отечественных высокотехнологичных изделий.
В законопроекте «О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями» конкретизируется накопленный опыт правового взаимодействия, прежде всего со странами СНГ и иными государствами.
Назад | Содержание | Вперед |