Власть как компенсация
Таким образом, власть необходима властолюбцу как компенсаторный инструмент, с помощью которого он может, как ему кажется, повышать свою самооценку, самоутверждаться. А в конечном счете попытаться все же преодолеть неизжитый комплекс неполноценности. По сути, властолюбец на протяжении всей своей жизни продолжает преследовать “фиктивную цель”. Ведь в глубине души человек ощущает, что уважение и почет, которые его окружают, адресованы не его личным человеческим качествам, не его социальным или профессиональным умениям, но той должности, которую он занимает. Тем не менее, он продолжает упорствовать в стремлении приобрести все больше и больше власти над людьми, поскольку им движет детская, фантастическая уверенность: “Вот я поднимусь еще на одну ступеньку, (преодолею «стеклянный потолок»!) обрету еще большую власть, и тогда все чудесным образом переменится. Все станут уважать и любить меня, а не мою должность. Я заставлю всех меня уважать и почитать, восхищаться мною и т. д.”.
Эти общие идеи А. Адлера развил и конкретизировал журналист и политолог Г. Лассуэл. Он полагает, что стремление человека к власти мотивируется его низкой самооценкой. Власть, таким образом, необходима ему как средство компенсации. Поэтому некоторые люди обладают необычно сильной потребностью во власти. Их стремление к ней приобретает маниакальный характер. Очень показательно в этом отношении уже само название книги Г. Лассуэла — “Психопатология и политика”.
Другой исследователь А. Джордж, автор работы “Власть как компенсаторная ценность” (1986), опираясь на представления А. Адлера и Г. Лассуэла, предлагает свою классификацию тех эмоциональных и бессознательных факторов, которые могут обусловливать низкую самооценку властолюбца и характеризовать его самоощущение в целом. Факторы, о которых пишет Джордж, могут присутствовать все сразу, но могут быть представлены и в различных сочетаниях. Такими факторами он считает:
• ощущение собственной ничтожности, никчемности, малости и незначительности;
• ощущение своей моральной неполноценности и ущербности;
• ощущение своей слабости, беспомощности;
• ощущение своей посредственности, несостоятельности;
• ощущение собственной интеллектуальной неразвитости и неадекватности.
Как видим, с точки зрения А. Джорджа, мотивация стремления человека к власти полностью детерминирована его Я-концепцией. Поэтому процесс достижения власти означает для него, по сути, бесконечную попытку разрешения внутренних личностных проблем. Джордж полагает, что феномен стремления к власти можно исследовать методом психобиографии конкретного индивида (Гозман Л., Шестопал Е., 1996).
Разумеется, то, как человек станет распоряжаться достигнутой властью, зависит и от его личностных качеств, но также от внешних, ситуативных факторов. Поэтому, возвращаясь к выводам С. Милграма, где он высказывает опасения относительно той потенциальной угрозы, которую могут нести обществу в целом и каждому конкретному человеку в отдельности распоряжения правительства, необходимо помнить, что самой надежной преградой против антигуманных, жестоких устремлений власти может стать только осознанное неподчинение ее преступным приказам.
Правда, с сожалением приходится признать, основываясь на результатах исследования Милграма и других социальных психологов, что для подавляющего большинства людей оказать неподчинение чрезвычайно трудно, а то и вообще невозможно.
Хотя, с другой стороны, не все люди и далеко не всегда пассивно подчиняются и вообще поддаются влиянию.
Назад | Содержание | Вперед |