§ 7. Контрольные полномочия Федерального собрания и палат Федерального Собрания Российской Федерации
Парламент государства постоянно нуждается в получении той информации, которая необходима ему для определения основных направлений своей работы, а также для проведения надлежащего контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Поэтому предоставление ему права на проведение парламентского контроля, парламентского расследования, вытекающее из принципа, что парламент должен быть полностью информирован о любых вопросах, в отношении которых органы исполнительной власти предпринимали какие-либо действия, повлекшие за собой возникновение тех или иных негативных последствий, является подтверждение особого положения законодательного (представительного) органа государственной власти в системе разделения властей.
I. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области парламентского контроля. Контрольная функция и обусловленные ею полномочия присущи всем парламентам независимо от формы правления, Однако различным может быть только объем самих полномочий, что и получает свое отражение в конституциях, законах, регламентах соответствующих представительных (законодательных) органов.
Объектом парламентского контроля в Российской Федерации выступает прежде всего исполнительная власть и, главным образом, Правительство Российской Федерации. При этом контроль за исполнительной властью носит, в большей степени, политический характер, то есть обращен на политическую деятельность Правительства, хотя, разумеется, осуществляется он в юридических формах. Политическая ответственность Правительства Российской Федерации перед парламентом - единственным органом, олицетворяющим народное представительство в государстве, - является лучшим выражением принципов, которые должны лежать в основе демократического правового государства. Следствием парламентского контроля может быть отставка Правительства.
Парламентская политическая ответственность имеет в виду не уголовные или гражданские правонарушения, устанавливаемые путем применения объективных критериев, а в значительной степени субъективные факторы, содержание и характер которых определяется парламентом. Объем парламентской политической ответственности достаточно велик. Политическая ответственность применима к любому действию, совершенному каким-либо членом Правительства в порядке выполнения им своих служебных обязанностей, либо в проводимой им политике, к его поступкам или бездействию и даже к его намерениям.
В Конституции Российской Федерации функции собственно парламентского контроля отражены крайне слабо, и содержатся они, прежде всего, в отдельных статьях Конституции Российской Федерации.
К числу контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации и его палат, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, следует отнести:
во-первых, право Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заслушивать ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (новая редакция пункта «в» статьи 103 Конституции Российской Федерации);
во-вторых, право палат Федерального Собрания создавать орган контроля за исполнением государственного бюджета. Таким органом в настоящее время является Счетная палата Российской Федерации, статус которой определен Федеральным законом от 11 января 1995 г. На Счетную палату возложено осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и федеральной собственности и др.;
в-третьих, право Председателя Правительства Российской Федерации поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. При этом освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой отставку всего Правительства Российской Федерации.
II. Формы парламентского контроля в Федеральном Собрании Российской Федерации за работой Правительства Российской Федерации предусмотрены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» с поправками, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2008 года «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с требованиями Федерального конституционного закона:
во-первых, Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
во-вторых, члены Правительства Российской Федерации по приглашению палат Федерального Собрания обязаны присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. С этой целью Регламентом Государственной Думы предусмотрено, что каждую пятницу на заседании Государственной Думы, как правило, проводится «правительственный час».
На заседание Государственной Думы могут быть приглашены также Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер. Государственная Дума вправе заслушать информацию приглашенного должностного лица, его ответы на вопросы депутатов Государственной Думы.
По результатам обсуждения вопросов Государственная Дума может дать профильному комитету поручение подготовить проект постановления Государственной Думы, который вносится затем на рассмотрение Государственной Думы.
По вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа», Совет Федерации может принимать решения, в которых содержатся обращения к Президенту Российской Федерации, к Правительству Российской Федерации; могут быть даны поручения Счетной палате Российской Федераций; рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам; принято решение о подготовке парламентского запроса Совета Федерации; о принятии информации приглашенного должностного лица к сведению.
В-третьих, комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения органам исполнительной власти. При этом о результатах рассмотрения письменных обращений палат и о принятых мерах член Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны сообщить соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.
В-четвертых, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право запроса (интерпелляции) к достаточно большому кругу должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также и органов местного самоуправления.
В настоящее время порядок внесения и реализации запроса установлен в статье 47 Регламента Государственной Думы и в статье 81 Регламента Совета Федерации.
Что такое запрос? Запрос является одним из наиболее важных и эффективных средств воздействия законодательного органа на правительство, другие исполнительные органы государственной власти, поскольку министрам и другим должностным лицам предлагается непосредственно отчитаться в своих действиях. Это не просто способ получения информации, а форма прямого контроля, которая неразрывно связана со всей историей парламентской системы.
Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрены два вида запроса - парламентский и депутатский.
Субъектом парламентского запроса является сама Государственная Дума. Проект парламентского запроса рассматривается палатой, решение о принятии и направлении парламентского запроса оформляется постановлением Государственной Думы. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной, на заседании палаты, или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты.
Субъектами депутатского запроса являются члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (индивидуально - инициатор запроса), которые вправе направлять запрос аналогичному кругу должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Запрос направляется членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
III. Парламентское расследование. Парламентское расследование представляет собой деятельность палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по организации и проведению расследования фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. Порядок организации работы по проведению парламентского расследования определяется Федеральным законом от 27 декабря 2005 года «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Целями парламентского расследования (статья 2 Федерального закона) являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение палатами Федерального Собрания Российской Федерации контроля деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, не являющихся органами государственной власти (к которым, в частности, относятся: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание воздействия в устранении таких причин и условий.
При наличии фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы направляет председателю соответствующей палаты Федераль- ного Собрания Российской Федерации письменное обращение о возбуждении парламентского расследования.
При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждения парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей.
По результатам парламентского расследования готовится доклад комиссии, в котором должны содержаться: выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам; предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействия) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; предложения о совершенствовании федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления.
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматривают и утверждают итоговый доклад комиссии. Утвержденный палатами Федерального Собрания Российской Федерации итоговый доклад направляется палатой, последней принявшей решение о его утверждении, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, публикуется в средствах массовой информации. После направления итогового доклада Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации парламентское расследование считается завершенным, и комиссия распускается.
Назад | Содержание | Вперед |