§ 3. Формирование метаправа
Метаправо — это доктринальные представления о совокупности правовых норм, которые должны регулировать отношения человечества с внеземными цивилизациями.
Идея создания метаправа возникла на заре космической эры в связи с появившимися гипотезами ученых относительно существования внеземных цивилизаций и потенциальной возможности установления с ними определенных отношений.
В работах одного из родоначальников метаправа — американского ученого и юриста Э. Хейли подчеркивается необходимость преодолеть геоцентризм и антропоцентризм существующих правовых систем для построения отношений с внеземными цивилизациями.
Исходный постулат метаправа состоит в признании равенства земных и внеземных форм разумной жизни. Для регулирования отношений с внеземными цивилизациями разработчики метаправа предлагают пользоваться, в частности, принципами, заложенными в категорическом императиве И. Канта: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Из данного утверждения формулируется золотое правило метаправа: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». Нормы метаправа должны строиться таким образом, чтобы не наносить ущерба иным цивилизациям.
По поводу места правовых норм, которые предписывали бы правила поведения при установлении признаков существования внеземной цивилизации, в науке международного космического права имеются неоднозначные точки зрения.
Так, имеются высказывания о том, что разработка таких правил поведения должна происходить вне пределов имеющихся на настоящий момент традиционных отраслей права, в том числе и международного космического права. Приводимые при этом доводы сводятся к тому, что субъектами международного космического права выступают государства и, в некоторых случаях, международные организации. Что же касается метаправа, то человечество здесь признается субъектом права, так как метаправо рассматривает общение с внеземной цивилизацией именно всего человечества в целом.
Вместе с этим, по мнению автора, отдельные нормы, устанавливающие и предусматривающие правила поведения при обнаружении ВЦ, должны содержаться в первую очередь именно в международном космическом праве. Ведь нормы международного космического права предусматривают не только взаимные правила отношений между государствами и международными организациями.
В данной отрасли имеются нормы, устанавливающие и правила поведения государств по отношению к самому космосу, к небесным телам. Прежде всего это нормы, устанавливающие обязанность государств избегать вредного загрязнения космического пространства, небесных тел и т.д.
Представляется бесспорным, что именно в космическом праве должны иметься правовые предписания, касающиеся того, как следует поступать, к примеру, в случае обнаружения каким- либо государством в космосе искусственного объекта внеземного происхождения. Именно космическое право должно устанавливать и пределы допустимого поведения в случае обнаружения на каком-либо небесном теле признаков жизни, не говоря уже о признаках разумной жизни.
Первым международным документом, в котором сделана первая попытка формирования правил поведения, направленным на регулирование отношений с представителями внеземного разума следует считать Декларацию правовых принципов, касающихся деятельности, следующей за обнаружением внеземной цивилизации.
Эта Декларация была разработана Комитетом по поискам внеземных цивилизаций Международной астронавтической академии (МАА) и одобрена в 1989 г. Советами директоров названной Академии и Международного института космического права (МИКП).
Таким образом, Декларация является документом, принятым международными неправительственными организациями.
В Декларации признается, что поиск внеземных цивилизаций является частью космических исследований и должен осуществляться на благо всего человечества. Подчеркивается необходимость обеспечения высокого уровня научной ответственности и достоверности проводимых исследований. Любой индивид, публичное или частное исследовательское учреждение либо правительственное агентство должны прежде всего убедиться, что обнаруженные ими сигналы или иные явления представляют собой, скорее всего, проявления внеземной цивилизации, а не феноменов земного или иного природного происхождения.
До каких-либо публичных объявлений первооткрыватель должен проинформировать других участников Декларации, для того чтобы они подтвердили или опровергли обнаружение сигналов при помощи наблюдений и установили сеть наблюдений. Первооткрыватель должен также проинформировать компетентные национальные власти.
После получения достоверных свидетельств, что сигналы принадлежат внеземной цивилизации, он должен сообщить об этом международному научному сообществу через Международный астронавтический союз, а также Генеральному секретарю ООН в соответствии с Договором по космосу 1967 г.
Параллельно информируются другие заинтересованные международные организации: Международный союз электросвязи, Международная астронавтическая академия, Международный институт космического права и другие. Подтвержденная информация распространяется по традиционным научным каналам, а также через средства массовой информации.
Право первой публикации является привилегией первооткрывателя. Данные, подтверждающие открытие, должны быть доступны для международного научного сообщества, соответствующих международных организаций. Если свидетельство существования внеземной цивилизации получено в форме электромагнитного сигнала, то участники Декларации должны стремиться к достижению международного соглашения об охране соответствующих частот при помощи механизма Международного союза электросвязи.
Декларация запрещает посылать ответный сигнал внеземной цивилизации до того, как будут предприняты международные консультации.
Депозитарием Декларации правовых принципов, касающихся деятельности, следующей за обнаружением внеземной цивилизации, 1989 г. является Международная астронавтическая академия.
В настоящий момент в рамках названных международных неправительственных организаций ведется разработка нового документа — «Ответ с Земли», который должен урегулировать процесс принятия решения об отправке сообщения внеземным цивилизациям.
Назад | Содержание | Вперед |