15.4. Техника правоприменительных актов и других документов

  Порядок составления и оформления правоприменительных актов и других документов вытекает из характера регулирования соответствующих отношений. Форма их, как правило, определяется соответствующими нормативными актами. Техника составления правоприменительных актов и других документов - это предмет других, отраслевых, учебных дисциплин. Однако можно назвать некоторые общие правила их составления.
  1) Каждый документ должен быть надлежащим образом оформлен, иметь необходимые «привязки» к месту, времени, субъектам, фактам и т.д. Эти «привязки» находят выражение в реквизитах документа, орган, издавший или выдавший документ, время и место выдачи (или принятия), к кому обращён (или выдан) документ, подписи соответствующих должностных лиц и - в необходимых случаях - печать.
  2) Документ должен иметь определённое юридическое содержание (решение органа, фиксация какого-либо юридического факта). Он должен быть чётким, ясным, кратким, не вызывающим двойственного толкования, сомнения.
  3) Язык правоприменительных актов и других документов по своей терминологии, стилю не должен расходиться с языком нормативных актов.
  Большинство требований, предъявляемых к стилю нормативных актов, относится и к стилю индивидуальных юридических документов.
  Юридических документов индивидуального характера великое множество. Поэтому они нуждаются в определённой унификации, стандартизации, что не только облегчает их составление и использование, но и способствует упорядочению правового регулирования.
  Стандартизация и унификация позволяют рационализировать, упростить и удешевить составление документов, использовать для их составления менее квалифицированные кадры и простые средства оргтехники, электронно-вычислительную технику.
  Унификация и стандартизация достигаются:
  1) путём установления к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов;
  2) путём перечисления в процессуальных законах обязательных реквизитов и определения их структуры. Например, ст. 127 АПК РФ определяет структуру решения арбитражного суда (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная), перечисляет необходимые реквизиты. То же самое мы видим и в других процессуальных кодексах, а в УПК РФ каяедой составной части приговора посвящается отдельная статья;
  Унификация документов, опосредствующих, например, гражданско-правовые отношения, также осуществляется путём перечисления обязательных реквизитов и требований к их содержанию (учредительные договоры, уставы, письменные сделки, доверенности, ценные бумаги и т.д.).
  3) путём печатания бланков различных документов (договоров, доверенностей, протоколов и т.д.), которые могут быть изготовлены и не на бланках. Также путём печатания бланков и формуляров строгой отчётности с отпечатанными типографским способом сериями и номерами документов, которые заполняются, выдаются и регистрируются соответствующими органами (акты гражданского состояния, паспорта граждан, паспорта на транспортные средства, документы об образовании, железнодорожные накладные и т.п.);
  4) документы, не требующие какого-либо заполнения, заранее отпечатываются полностью (облигации, акции, лотерейные билеты и иные ценные бумаги на предъявителя и д.р.).
  Относительно большой группы документов установлено требование их обязательной регистрации. Это не только является необходимым условием их юридической силы, но позволяет также проверить при регистрации их законность, а в последующем - и их подлинность.
  В обязательном порядке регистрируются все документы, выдаваемые государственными органами, учредительские документы юридических лиц, многие сделки, документы о правах на земельные участки, выпуск ценных бумаг и др. Регистрация каких-либо объектов собственности (недвижимости, транспортных средств, оружия и т.п.) также сопровождается проверкой и регистрацией соответствующих документов.

Назад Содержание Вперед