2.4. Основные познавательные процессы
Первичным психическим образом среды являются ощущения, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств (анализаторов). Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.
Ощущения, которые возникают у человека можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцеп- торов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.
Принадлежность ощущений определенным органам чувств называется модальностью. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.
Ощущение не возникает сразу, как только стимул начинает действовать на орган чувств. Чтобы ощущение возникло, необходимо чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Та минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Когда мы не слышим разговора из соседней комнаты, это значит, что величина раздражения, поступающего в наш слуховой аппарат, ниже порога ощущения. Чувствительность какого-либо органа тем выше, чем ниже пороги ощущений.
Благодаря ощущениям отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т.п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств, свойств.
Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием. По сравнению с ощущением, восприятие - более высокая форма отражения действительности.
Физиологической основой восприятия являются сложные условно рефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей. При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов, ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей. Так, когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную окраску и обоняем, вдыхая приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т.п. Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс. Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу, т.е. здесь имеет место и процессы памяти. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство. Наконец, в процесс восприятия включается и мышление, мы можем думать о том, к какому сорту относится данная роза, производить первоначальное элементарное обобщение. В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия.
Восприятие - активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека. Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает. Обладает избирательностью, когда из множества возбуждений, которые поступают в анализаторы, воспринимается в данный момент только то, на что обращается внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес, и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Люди разных профессий по-разному будут воспринимать один и тот же предмет. Так, рассматривая сорванный в поле цветок, художник обратит внимание на сочетание в нем красок; ботаник посмотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; агронома заинтересует он с точки зрения принадлежности к кормовым травам.
В процессе восприятия мы обычно объединяем отдельные элементы предмета в целое. При этом имеет значение не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определенному предмету. Восприятие обладает целостностью и осмысленностью, что является результат нашего прежнего опыта, относительной константностью, т.е. постоянством наших восприятий.
Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают для нашего сознания бесследно, а сохраняются в виде образов, которые мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов или явлений уже нет перед нами. Образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, временных связей, образовавшихся там при восприятии предметов или явлений.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга следы (первичный психический образ), которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью. Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить прошлый опыт, они были бы лишены всякой возможности умственного развития и приобретения знаний.
Большое значение имеют смысловые связи. Они представляют собой тоже ассоциации, только более сложные (комплексные). В их основе лежит понимание зависимости одних явлений от других (понимание причинноследственных связей).
Память обладает качествами, к которым относятся: а) объем, т.е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек; б) точность воспроизведения; в) быстрота запоминания; г) длительность сохранения усвоенного и д) готовность памяти, т.е. умение быстро вспомнить то, что требуется.
Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Благодаря возможностям памяти существует процесс опосредованного познания, когда знания получаются непрямо (непосредственно через ощущения, восприятие), а косвенно, посредством понимания связей между явлениями. Процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.
Мышление тесно связано с речью. Благодаря мышлению мы только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: видя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение.
Условием протекания любого познавательного процесса является внимание. Внимание - это реакция ориентирования, выполняющая следующие функции:
• активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
• способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;
• обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Характеристики внимания делятся на первичные (объем, интенсивность, устойчивость) и вторичные (колебания и переключаемость).
Управление вниманием связано с умением управлять движением. Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию. Опыты доказывают антагонизм между большой подвижностью и концентрацией внимания. Способность сосредоточиться, сконцентрировать внимание предполагает активное торможение всех посторонних движений, благодаря этому восприятие нужного объекта становится более ясным и отчетливым. Умение устранять лишние движения позволяет расширить поле внимания.
Привлекающие внимание факторы разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся, прежде всего, интенсивность и физические характеристики сигналов, а к внутренним - их новизна, актуальность для данного человека, соответствие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание сохраняется, удерживается дольше на действиях, недостаточно автоматизированных и поэтому требующих текущего контроля, и незавершенных (прерванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его последующего завершения.
Монотонность, шаблонность, стереотипность выполняемых операций (даже мыслительных) понижают устойчивость внимания. В этом случае для его поддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою очередь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, вызывающие у человека состояние монотонии, сопровождаются ощущением скуки и медленно текущего времени, сонливостью. Длительные усилия для поддержания бдительности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующей развитию утомления, что в случае возникновения острой ситуации может проявиться в резком сужении зоны внимания, нарушении его переключаемости и распределяемости. Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно изменяет доступность сознанию полного объема значимой информации. Так, например, если в спокойной обстановке оператор может различать 5-7 сигналов, отличающихся по одному признаку, то в аварийной - только 2-3 сигнала. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности, при чрезмерном возбуждении повышается чувствительность к красному цвету и понижается к синему.
Согласно закону Э. Титченера, произвольное внимание, раз установленное, функционирует далее как непроизвольное. Это позволяет понять, что усилие для восприятия данного материала необходимо только вначале. Постоянное поддержание внимания утомительно, требует волевых усилий, вызывает большое напряжение.
Материал для самоконтроля
1. Выпишите понятия, обозначающие психические явления.
Слезы, мышление, память, информация, дыхание, воля, вера, страх, сердцебиение, инстинкт, анализатор, желчь, интерес, боль, чувствительность, диагноз.
2. Прочитайте и прокомментируйте текст, опираясь на знания, полученные при изучении темы.
Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живт мозг - пусть даже тело уже умерло. Если допустить, что в будущем могут появиться «живые головы - мозг без тела», то означает ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием?
3. Если психика непосредственно не наблюдаема, то можно ли утверждать, что она познаваема?
4. Постройте логический ряд понятий так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
а) Ощущение, отражение, осязание, познание, чувственный образ психика.
б) Восприятие, отражение, зрительная иллюзия, психика, чувственное познание.
5. Из указанных в скобках слов выбрерите те, которые отражают смысл понятия.
Ощущение - ... (сигнал, психическое отражение, мысль, рефлекс).
Восприятие - ... (чувственное познание, осмысленность, информация, условный рефлекс).
6. Дайте психологическую интерпретацию приведенного текста.
По рассказу А. Конан Дойля «Пестрая лента» была поставлена пьеса, и чтобы ошеломить публику, взяли живую змею. «Весь спектакль портит отвратительное чучело змеи», - утверждала одна газета. Подбирали новых змей, однако они не устраивали публику. Прибегли к реквизиту и повесили муляж. Эффект превзошел ожидания. Газеты писали о том, что живая змея прекрасно смотрится на сцене. На сей факт А. Конан Дойл заметил, что такова ирония соотношения фактической достоверности и театральной правды.
7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания во время занятий:
а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
б) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в раздражителях;
в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутрен-не- го словесного отчета;
г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;
д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал;
е) использование определенных установок и психических состояний;
ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
Назад | Содержание | Вперед |